[English][Начальная][Благотворительность][История][Ратха-ятры][Наука и сознание Кришны]

Воспоминания Васуттамы, главного пуджари

Воспоминания Васуттамы


Мне посчастливилось познакомиться с Божествами в храме города Владимир
в июне 1993 года. В то время я проходил срочную службу в рядах
Вооружённых Сил. Меня призвали на службу в 1991 году в Алма-Ате,
столице Казахстана. Во времена СССР было принято отправлять парней
подальше от места их призыва.

Так я оказался в местечке Федулово, под городом Ковров. В сосновом
бору располагались два учебных танковых полка. В одном из них я провёл
два года своего служения Господу Чайтанье и Господу Нитьянанде и нашей
необъятной Родине.

На Карттику 1989 года в Алма-Ату приезжал Ашутоша прабху и мой учитель
по актёрскому мастерству повёл всех нас, своих учеников, на лекцию
йога - так он нам сказал.

Ашутоша прабху представил Ведическую философию очень понятно. Для себя
я отметил, что это та самая живая культура, которую я искал. Хоть я
многого не понимал, было понятно главное - эта практика "работает" и в
наше время! После второй лекции Ашутоши прабху я сделал вывод - мои
поиски смысла жизни увенчались успехом и я могу реализоваться здесь.
Два года прошли в учебной актёрской мастерской, профессиональном
училище и эпизодическом общении с начинающими преданными. В начале
июня 1991 года я решил принять метод, данный Шрилой Прабхупадой, как
основу своей жизни. В алма-атинском маленьком храме в качестве алтаря
стояла этажерка с изображением Панча-таттвы. А на книжном складе
хранились бронзовые Божества Гауранги и Нитая. Милостью старших
преданных из Ташкента я увидел Этих Божеств и с тех пор думал только о
Них.

Моя склонность вырезать скульптурки из дерева и делать из папье-маше,
а так же шить усилилась за три года до этого, я многому научился и
теперь мог применить свои навыки в изготовлении нарядов для Божеств.
Матаджи Гауранги, моя духовная сестра, начала шить первые наряды Их
Светлостям. Я помог ей и по её благословению сшил самостоятельно
второй комплект нарядов. В начале декабря меня призвали в армию. И
въезжая на поезде в заснеженные просторы матушки России, я чувствовал
что возвращаюсь домой, где меня ожидает что-то очень хорошее. С первых
дней пребывания в солдатской казарме я решил не терять время и
зарисовывать эскизы одежд для Божеств Гауранги и Нитая.

По прошествии шестимесячного учебного периода моих товарищей разослали
по войскам, а меня с пятерыми ребятами оставили в нашей роте,
строевыми сержантами.

В наши обязанности входило помогать офицерам заботиться о прибывающих
на обучение призывниках.

Из карандашных набросков мои эскизы очень быстро перешли в исполнение
красками на древесно-волокнистых плитках.

В конце зимы 1992-го года я перенёс один карандашный набросок на
плитку и выполнил его в цвете. Был солнечный воскресный день. Офицеров
в казарме не было. Я упивался любимой работой. Когда эскиз был готов,
мне понравилось как я выделил сам наряд.  При этом меня насторожило
лицо Божества. Оно не было ожидаемо симпатичным. Но в этом лице была
элегантная мужская красота, своя "изюминка". Я внимательно посмотрел
на эскиз и сразу пришло понимание, что это - не Нитай. Это Господь
Чайтанья. Я принял это событие как должное и положил дощечку к другим,
на хранение.

Полугодья медленно менялись одно на другое. Приезжающие к нам ребята
делились своими рассказами о встречах с распространителями книг. Один
парень из Иваново привёз мне из дому Бхагавад гиту, а потом и целый
комплект книг Парбхупады. Другой парень по моей просьбе, будучи в
кратком отпуске посетил храм в своём городе, Нижнем Новгороде.

А третьего мне удалось привезти во Владимир, и мы попали на Говардхана
Пуджу! Вот уж нелегко солдатам, когда желудок становится маленьким, а
глаза хотят кушать!

Я искал возможности встретиться с преданными, но полтора года мне это
не удавалось.

В начале лета 1993-го года меня направили в командировку, в
расположение Дивизии. Наша Дивизия располагалась в городе Ковров.

Командировка длилась около двух месяцев.

Я выходил в город, в увольнения по вечерам. Как-то я попросил Шрилу
Прабхупаду помочь мне встретить преданных, потому что это было моей
самой насущной потребностью.

Примерно в это время мне приснился сон - я пришёл в довольно крупный
дом, но он был не пригоден для жилья. И там было много людей, и у меня
с ними общие дела и интересы.

Ответ от Шрилы Прабхупады пришёл через несколько дней - возвращаясь из
увольнения в военный городок, в троллейбусе я увидел парня с
кантхималами.

Мы вышли на одной остановке. Это был Ананда Прия прабху, тогда Саша
Копылов. Он мне рассказал, что в Коврове действуют две намахатты - у
Ульяны (матаджи Уттамы) и матаджи Лены. И самое главное - во Владимире
есть храм ISKCON! Я спросил:"А Божества там есть?" Саша ответил:
"Есть!"

Это было в субботу, а на следующий день я уже стоял перед Божествами
Гауранги и Нитая, так похожими на алма-атинских, только Эти были
поменьше.

Я узнал двухэтажный дом, виденный мною во сне. Это и было помещение,
данное городскими властями Вриндаван Чандре прабху для проповеди
сознания Кришны во Владимире. В то время дом был в аварийном
состоянии. Алтарная располагалась там, где позже была оборудована
комната для гуру. А большую алтарную Сергей (Шачипати прабху), Саварни
Ману прабху и Алексей прабху готовили к Джанмаштами. Шридхар прабху в
то время был Президентом храма и его кулинарные шедевры были поданы на
воскресном пиру.

Глядя на местных преданных, я ощущал что знаю их. Многие из них:
Саварни Ману, Сергей Пинчук (Сурья прабху), Алексей, Шридхар прабху
радостно меня встретили и предложили остаться жить у них в храме.

В храмовой комнате было много молодёжи, была непринуждённая атмосфера
доверия и убеждённости в хорошем будущем. После лекции брахмачари
отвечали на вопросы гостей. А затем Николай (Нитьянанда Сварупа
прабху) спонтанно спел бхаджан шри кришна чайтанья прабху доя коро
море, красиво играя на мриданге.

В течении лета я посещал храм во Владимире, приезжая иногда по
воскресеньям. Тогда о Божествах заботились Александр (Акшара прабху) и
Алексей (Анантатма прабху).

Александру было около восемнадцати лет, а Алексею - пятнадцать.
Александр был аккуратен и внимателен. Я наблюдал за Алексеем и
вдохновлялся его целеустремлённости в ежедневном следовании садхане.
Ребята были по-юношески задорны и в тоже время серьёзны не по годам.

Поклонение Гауранге Нитаю велось просто и радостно. Сами пуджари были
ещё очень юными и Божества отвечали на их мальчишеское внимание. По Их
Светлостям было видно, что Они согласны принимать от начинающих
преданных то простое беззаботное служение, на которое все брахмачари
были способны. В храме жили Парампара прабху и Нитьянанда Сварупа
прабху, Сурья прабху и Акшара прабху, Анантатма прабху, Падасеванам
прабху, Игорь Яновский, Алексей, Женя прабху из Ярославля и ещё
несколько ребят. Абхинанда прабху учился на первых курсах Университета
и в храме поднимался утром раньше других. Гаура Нитай в то время не
были расписаны. Они смотрели на окружавших Их преданных Своими
крупными глазами, в которых на белом фоне глазных яблок красовались
крупные чёрные точки радужных оболочек. Со слов Акшары прабху, Божеств
привезли во Владимир в 1992-м году и установили, начав поклонение.
Московская вайшнави-грихастха сшила Им пару комплектов нарядов с
тесьмой, подражая индийскому стилю, я к сожалению не помню её имени.
Так же у Их Светлостей были платья с Лой Базара, похожие на балетные
пачки. Их было около пяти комплектов. Но все они были красивые, потому
что в конце 80-х  - начале 90-х в Индии даже простые вещи ремесленники
делали очень качественно. У Божеств было так же примерно пять пар
корон и множество  завитков с элементами павлиньих перьев, для
тюрбанов. Приданое не большое, при этом оно хранилось бережно и
аккуратно. Анантатма прабху после мангала арати украшал Божеств,
успевал сделать Им свежие гирлянды из бархатцев и повторить несколько
кругов Маха Мантры на чётках. В те дни пуджари сами снабжали Божеств
цветами. Я до сих пор помню гирлянду из бархатцев, полученную от
Анантатмы прабху. Её аромат я вдыхал, следуя на электричке из
Владимира в Ковров.

В одно из воскресений в храме праздновалась Вьяса Пуджа его
Святейшества Гопала Кришна Госвами. Я посетил храм в тот день. Для
меня это было особо важно, потому что я решил принять прибежище Гуру
Махараджа осенью 1991 года, в Алма-Ате. Шридхар прабху пригласил
учеников Его Святейшества из Москвы и со всего региона Золотого Кольца
России отметить этот праздник во Владимире. К Джанмаштами успели
закончить ремонт новой храмовой комнаты. В ней теперь и проходила
церемония Вьяса Пуджи. Преданных было очень много. Когда стали
раздавать прасад, то на втором этаже - во всех комнатах и коридоре
сидели вайшнавы. И во дворе на улице тоже. В те времена
присоединяющиеся к нашему Движению люди ценили каждый момент
нахождения среди преданных. А если в храм приезжали гуру, то это
воспринималось общиной как великая редкая удача!

С переездом в новое просторное помещение алтарной возникла
необходимость в мебели для хранения одежд и украшений Божеств и для
служения пуджари. Акшара прабху попросил меня сделать шкаф с полками
для нарядов и корон. Так же он дал мне поломанный ручной браслет с
разноцветными стразами и попросил отремонтировать, если смогу. Как раз
я вернулся в Федулово после командировки. Весь полк уехал в деревни
собирать урожай картофеля, на полтора месяца. Я остался охранять
имущество роты. У меня было пять солдат, четверых днём забирали на
подготовку к зимнему периоду в полку. Оставался только один
дневальный. Между обязанностями по роте я не спеша делал шкаф для
Божеств, а вечерами, когда мои ребята возвращались, после умывания я
читал им по одной главе из книги Источник Вечного Наслаждения.

Ребята слушали, подшивая воротнички на кителях. Затем мы готовились к
выходу на вечернюю поверку. Я по строчке произносил слова Харе Кришна
Маха Мантры, а мои сослуживцы повторяли за мной. А потом мы выходили
из казармы на плац. Наша команда была похожа на ашрам брахмачари. Мы
вместе с ними, вшестером, отпраздновали Радхаштами. В тот вечер нас,
искренних и дружных, Шримати Радхарани одаривала Своей материнской 
милостью. Я не навязывал ребятам своих идеалов. Заботился о них и
относился с пониманием. Они отвечали мне так же по-дружески открыто.
Когда появлялась возможность что-то из продуктов предложить Кришне, я
радовался - потому что всегда делился прасадом. Так было с тремя
потоками призывников, проходивших учебные периоды в нашей роте. Когда
рота вернулась с полевых работ, я попросил моего товарища, из
последнего, третьего потока, посмотреть - сможет ли он починить
браслет Гауранги и Нитая? Хотя этот парень, Сергей из Тамбова, был
официально моим подчинённым, мы были дузьями. Господь все два года
посылал мне для общения хороших толковых ребят. В армии жизнь солдат
проходит в аскезе. Там взаимовыручка и надёжность очень ценятся.
Сергей выточил из бронзовой проволоки новую основу для стразов. И
перепаял детали браслета заново, перенеся их на неё. Он работал целый
день. Я его спрятал в комнате досуга. И он выходил из неё на обед и на
ужин. Вечером, когда браслет был готов, Сергей поделился со мной
своими впечатлениями:" Я помню как располагаются камешки - белый,
красный, зелёный. Белый, красный, зелёный..." Он получил определённый
духовный опыт, у него было хорошее приподнятое настроение. И вот когда
выпал первый снег, замполит моей роты, разрешил мне вместе с Сергеем
поехать во Владимир, в храм. Мы переоделись в "гражданскую одежду",
взяли шкаф для нарядов и браслет и отправились на электричку. Мы
попали на Говардхана Пуджу. Я имел опыт присутствия на вайшнавских
пирах, а вот Сергею было непривычно. Мы наелись уже солёными блюдами,
а потом стали приносить многочисленные сладости...

В конце ноября 1993-го меня уволили в запас и я приехал во
владимирский храм. За два года жизни в России я открыл для себя те
исторические места, что были описаны в русских народных сказках и
учебниках истории: Владимир, Муром, Переславль-Залесский, Суздаль,
Орехово-Зуево. Все они открывались передо мной, со всойственным им
колоритом, как ожившие декорации из сказки. Тогда я не догадывался,
что Господь приберёг для меня самую главную сказку в моей жизни.

Я решил приобрести билет на поезд в Алма-Ату, потому что нужно было
показаться дома маме. Солдатам билеты на поезда выдавались бесплатно.
Свободные билеты были только после декабря. Я взял билет на первое
января, чтобы успеть прибыть в родной город ко Дню рождения моей мамы.

Весь декабрь я провёл в храме: заготавливал и рубил дрова, помогал
Алексею-старшему и Саварни Ману в строительстве, ездил со Шридхаром
прабху и Падасеванам прабху в московский храм на Беговой за книгами и
ходил за продуктами.

В это время в алтаре уже служила Божествам Оля (Рангадеви деви даси).
Гурусева даси расписала Божеств, нарисовав Им карие глаза. С
добавлением цвета Их Светлости стали смотреться мягче и выглядели
довольными. Гурусева и Рангадеви ходили вдвоём в алтарь по утрам,
купали и наряжали Гаурангу и Нитая. Из-за занавеса алтаря доносились
шлоки Брахма Самхиты, которые в унисон декламировали обе подруги. Наши
Божества перестали выглядеть аскетичными и отрешёнными. Девушки
отдавали Им своё внимание и одевали Их творчески, "как на Беговой".
Преданные провели замечательный марафон по распространению книг и
вечером 31-го декабря после Гаура арати киртан продолжился ещё на два
часа. Мы танцевали, смеялись, чудачили. Матаджи так же радостно как и
мы танцевали на своей стороне.

Парампара и Игорь вели киртан. Мы не хотели останавливаться,
напрыгались так, что уже сил не было. Потом рухнули в дандаваты на
время чтения Према дхвани. А после поднялись и спели Нрисимха пранаму.

Утром первого января я отправился в Москву, провёл день на Беговой,
там преданные тоже просили помочь в служении на кухне. Ждал каждого
открытия алтаря. Поделился со швеёй Божеств, матаджи Ирой деви даси 
(так как она и носила имя ИРА, Гопал Кришна Госвами назвал её Ира деви даси. 
Хотелось бы чтобы преданные знали и помнили) своими эскизами для нарядов. 
Вечером сел в поезд. Январь и февраль я провёл в Алма-Ате, сшил своим 
"первым" Божествам наряды, по одному из моих армейских эскизов. 
Алма-атинские Божества надели их на Нитьянанда Трайодаши. Сделал вывод, 
что мне лучше вернуться во Владимир, перед моим отъездом Шридхар прабху 
с матаджи Мадхави и все преданные просили меня приехать как можно скорее.

Поезд из Алма-Аты отбыл 27 февраля. Я благополучно доехал до Москвы,
на следующее утро посетил храм и получил даршан Их Светлостей Гауранги
и Нитая на Беговой. Вечером добрался на электричке до Владимира.
Брахмачари рассказали мне, что Шридхар прабху и матаджи Мадхави
недавно уехали в Индию в группе паломников из Москвы.

В декабре Шридхар прабху часто говорил, что нам нужно приобрести
вторую пару Божеств Гауранги и Нитая, покрупнее. И теперь преданные -
и брахмачари, и девушки ждали приезда новых Божеств. Рангадеви утром
была в алтаре у Божеств, а днём выдавала книги со склада и вела
бухгалтерию. Она и Акшара прабху заменяли друг друга в алтаре, к ним
присоединился Николай (Нитьянанда Сварупа прабху). Нитьянанда Сварупа
прабху с особой деликатностью заботился о Божествах, смакуя
удовольствие от этого служения. Его обучал служить Божествам Парампара
прабху. Они вдвоём иногда говорили мне шёпотом:"Наш Господь -
Гаурасундара..."

Ожидание приезда Гауранги и Нитая из Дхамы пребывало в нашем храме.
Парни и девушки ходили на санкиртану и проводили воскресные программы.
После того как Парампара прабху готовил воскресный пир, я отправлялся
на кухню и перемывал всю посуду. Акшара и Рангадеви просили меня
помогать им по утрам менять фоны у Божеств и включать запись Говиндам
Ади Пурушам. Преданные совместными усилиями провели очень красивые
Торжества на Гаура Пурниму и Рама Навами.

Вскоре после Рама Навами вернулись Шридхар прабху и матаджи Мадхави.
Они привезли огромный сундук из оцинкованного железа. Ребята с трудом
подняли его на второй этаж. Шридхар прабху собрал нас всех в храмовой
комнате. Он рассказал о Вриндаване и Маяпуре, о парикрамах по
историческим святым местам. Раздал бананы, купленные во Вриндаване.
Затем - махапарасад из Вриндавана и Маяпура, глину с берегов Ямуны у
Брахманда гхата. В том месте Господь Кришна кушал глину, будучи
маленьким ребёнком. Тогда кусочек глины показался мне на вкус подобным
молочной помадке. Затем Шридхар прабху раздал шафрановую одежду всем
брахмачари и сари девушкам. Показал новые крупные атрибуты поклонения
для алтаря, свежие благовония - 15 видов! И в последнюю очередь
Шридхар прабху извлёк из сундука... новых Божеств! Они были без одежд,
в хрустящих прозрачных пакетах и расписанные по-индийски. Насколько
помню, первым показался Нитай. А потом Шридхар прабху достал Гаурангу.
Когда я увидел лицо Гауранги, я заметил что Его лицо мне странно
знакомо. Мгновенно в памяти всплыл мой эскиз в цвете от зимы 1992-го
года, где нарисованное мною лицо Божества мне не понравилось... В тот
момент мне стало жарко - я видел перед собой то же самое лицо, что
было нарисовано мной два года назад в безвестности о существовании
храма ISKCON во Владимире. Шридхар прабху продолжал рассказывать,
только я его уже почти не слышал. Я пересел поближе к Божествам и не
сводил с Них взгляда. О случившемся тогда никому не сказал.

Шридхар прабху нам говорил, что покупки приходилось совершать, жертвуя
посещением парикрам. Западные преданные обычно закупались вне
фестивального графика. А у русских денег было немного, поэтому
приходилось экономить даже на пребывании в Дхаме. При первой встрече с
Его Святейшеством Гопал Кришна Госвами Шридхар прабху озвучил, что
хотел бы купить крупных Божеств для Владимира. Гуру Махарадж
ответил:"Постарайтесь найти Божеств в городе Навадвипа, потому что там
всё пронизано любовью к Господу Чайтанье". Шридхар прабху и матаджи
Мадхави обошли все лавки в Навадвипе. Обычно там производят небольших
Божеств. Тогда крупных Божеств не было. Они вновь подошли к Гуру
Махараджу и оповестили, что в Навадвипе больших Божеств нет. Спросили,
можно ли будет купить в другом месте? Гуру Махарадж настоятельно
рекомендовал снова поискать в Навадвипе. В следующую поездку Шридхар
прабху и матаджи Мадхави увидели в одной из лавок две пары только что
выставленных на продажу Божеств.

Эти две пары Гауранги и Нитая были отлиты из одной формы. И поэтому
похожи между собой. Наши преданные сочли, что Эти Божества нужно
покупать. Решили выбрать из четырёх двух, самых красивых. Шридхар
прабху взял одного из первой пары. А матаджи Мадхави взяла другого из
второй пары. Продавец объяснил им, что Эти Божества сделаны по
древнему стилю. У Них очень изящно проработаны пальцы рук. И
комплекция подобна живому телу. Побыв с нашей вайшнавской семьёй в
Маяпуре, Гаура Нитай затем погостили во Вриндаване, где Им накупили
множество корон, бус и бижутерии, тканей, бронзовых слонов, павлинов и
атрибутов поклонения.

Шридхар прабху и матаджи Мадхави стали вдохновлять нас в подготовке к
установлению новых Божеств. Решили успеть к Нрисимха Чатурдаши. В
коридоре второго этажа прохудился потолок. И Падасеванам прабху в
одиночку вскрыл все перекрытия и настелил новые балки. Полностью
закончил ремонт потолка. При этом тяжёлом труде он по своему
обыкновению был бодр, весел и съедал за обедом почти полведра риса, не
считая дала и сабджи. Саварни Ману прабху и Алексей-старший
ремонтировали перекрытия с первого этажа на второй в области матаджи
ашрама. Старый дом приобретал одно за другим снабжение водой,
отопление и канализацию. Шридхар прабху поручил мне сделать новую
комнату Божеств с алтарём внутри. Я разобрал временный алтарь и стал
делать расчёты. Позже подключился Падасеванам и мы вместе собрали пол
и стены комнаты Божеств. Затем я сделал подиум алтаря. Мы нанесли на
стены простейшие узоры и покрыли их лаком. Лакировать пришлось уже в
ночь с Трайодаши на Нрисимха Чатурдаши.

Успели в аккурат. Покрывали лаком вчетвером - Падасеванам, я, Гурусева
и Рангадеви. В течении всего месяца команда наших девушек под
руководством матаджи Мадхави шили дневные и ночные наряды к
установлению Божеств. Дневных комплектов они шили два одинаковых. Один
- нашим Божествам, второй предназначался Гауранге и Нитаю на Беговой.
Это шилось из обворожительно красивой ткани, купленной матаджи Мадхави
в поездке по Дхамам. Расписание в матаджи ашраме было марафонским -
утренняя программа, джапа, остальное время - пошив с перерывами на
прасад по 20 минут. Одежды получились великолепными! В последние два
дня до установления я наблюдал за малыми Божествами. Они были
маленькими, но за Ними чувствовалась более крупная сила, как если бы
там стояли большие Божества. У меня было ощущение, что наши маленькие
Божества скоро расстанутся со своим статусом и "вырастут".

День Нрисимха Чатурдаши в 1994-м году во Владимире был ознаменован
Церемонией установления Божеств Гауранги Нитая. Шридхар прабху вёл
праздник, ему помогали Нитьянанда Сварупа прабху и Акшара прабху.
Омывали две пары - малых и больших. В храмовой комнате красовалась
новая комната Божеств. Она выглядела непривычно нарядно. И всё
действие проходило в ней. Казалось, что потоки благоприятных жидкостей
текут на Божеств без конца. Большие Божества выглядели серьёзными и
могущественными. Преданных было очень много. И ещё больше - гостей.
Когда открыли занавес для первого даршана, наши девушки стали
ликовать, а прабху подошли близко к алтарю, рассматривая Их
Светлостей. Пир был очень вкусным. Преданные и гости были в настроении
общего единства, поэтому прасад от наших Божеств казался нам ещё
аппетитнее.

Май во Владимире - самая желанная пора. И в это время прекрасные Гаура
Нитай взошли на алтарь, подарив нам новую эпоху жизни в храме.

Акшара прабху с воодушевлением придумывал всё новые способы украсить
Их Светлостей. Нитьянанда Сварупа прабху ходил со мной в алтарь на
примерку новых выкроек. А Рангадеви собирала удивительные тюрбаны.
Вскоре краска из Индии стала облетать и Гурусева заново нарисовала
детали лиц большим Гауранге Нитаю. Их глаза тоже стали карими, как у
малых. Девушки в нашем храме продолжали экстренно пополнять гардероб
Божеств. Приехали Гандхари и Тунгавидья. Гандхари очень красиво шила и
вышивала. Матаджи Мадхави придумывала фасон и разрабатывала образцы
вышивки. Затем все девушки повторяли детали одежд по образцам и
собирали их воедино. В матаджи ашраме была настоящая команда, занятая
в служении Гауранге Нитаю и Кришне. Все вышивали. Кандарпа Сундари
научилась вышивать и присоединилась в этом служении к общей группе.

Когда Гопал Кришна Госвами заезжал в наш храм, матаджи просили его
дать имена нашим Божествам. Тогда он нам ответил:"Пока рано!"

Во время службы в армии я откладывал своё скромное солдатское
жалование и при случае покупал бусы и ткани для Божеств. Тогда я не
имел ввиду конкретных Божеств. Бусы в основном покупал крупноватые.
Именно нашим новым Божествам они и подошли. А из ткани в 1995-м году,
на первую годовщину Брахмотсавы я с командой прихожанок сшил комплект
нарядов "Свежесть". Шридхар прабху попросил Нитьянанду Сварупу прабху
обучать меня ежедневным обязанностям пуджари. И очень скоро основная
нагрузка в алтаре перешла ко мне.

Из Подмосковья вернулась матаджи Смрити и присоединилась к нам. Она
приходила служить в алтарь. Матаджи Субхадра приезжала из Коврова и
подолгу жила в ашраме, организуя программы "Пища жизни". В год
столетия Прабхупады преданные Золотого Кольца во главе с Ананта Шешей
прабху выполнили наставление Рохини суты прабху: построили колесницу,
изготовили Божества Джаганнатхи, Баладевы и Субхадры и провели первую
Ратха Ятру в Золотом Кольце - в Нижнем Новгороде. А немного позже -
вторую во Владимире. Затем, в течении тринадцати лет каждый год во
Владимире проходили праздники Ратха Ятра, на которые съезжались
вайшнавы с ближайших городов. Координатором этого праздника была
матаджи Субхадра.

Осенью 1996 года я поехал на родину, менять свой паспорт. Из Алма-Аты
во Владимир служить Божествам приехала  матушка Анурага. Так мои
рассказы о Гауранге Нитае заинтересовали её. Матушка Анурага прекрасно
кроит и шьёт, вышивает различными техниками. После окончания
Университета в наш храм приехала Катхамрита деви даси. Она шила
продолжительное время Божествам в своём родном городе, а теперь мы
объединились в одну команду. Из Нижнего Новгорода приехала
Сайопакарика, там она шила наряды Божествам в храме. Часто нам на
подмогу приезжала Гири, её племянница Туласи была ученицей начальных
классов. Она училась танцевать индийские танцы. Матушка Шримати
приводила своего сына Рамаяну в храм. И сама участвовала в нашем
коллективном пошиве нарядов для их Светлостей, сохранении порядка во
всём храме. Падасеванам прабху и матаджи Уттама поддерживали
техническое состояние храма. Проповедью преданных привлеклась Ирина
Викторовна, известный в городе пианист. Она участвовала в наших
проповеднических фестивальных программах и вышивала наряды Божествам.
Все эти преданные поддерживали храм долгие годы.

В 1997-м году я стал задумываться об именах для наших Господ.
Прабхавишну Свами дал имена Божествам Смрити - Нитай Гаурасундар. И
эти Божества часто бывали на храмовом алтаре, поскольку Смрити
приходила служить. Ниранджана Свами дал такие же имена Божествам
матушки Анураги. И Они тоже практически жили в пуджарской.

Вспоминая слова Парампары прабху, что "наш Господь - Гаурасундар", я
задумался, что слишком много совпадений. Если утсава-мурти носят это
имя, то возможно и мула-мурти имеет его. А Он действительно, такой
очаровательный, что так и хочется называть:"Сундар". Я захотел с этим
именем обращаться к Божеству. Затем я стал размышлять - какое имя
Господа Нитьянанды созвучно с именем "Гаурасундар"? Как-то от моего
Гуру Махараджа я слышал имя "Нитайчанд" и счёл его подходящим. Приходя
в алтарь, я обращался к Божествам с этими именами. И вот в Алма-ате, в
1999-м году, 1-го октября, я побывал на даршане у моего Гуру
Махараджа, Шрилы Гопал Кришна Госвами. Я озвучил:"Гуру Махарадж, мы
хотим имена для владимирских Божеств. Ранее обращались к Вам, но тогда
Вы сказали, что рано. Местные преданные неформально называют Божество
Гаурасундар. Можем ли мы его так и называть? Я хотел бы называть Их
Гаурасундар Нитайчанд".

Гуру Махарадж улыбнулся своей неповторимой улыбкой и ответил:"Хорошо,
если местные преданные так хотят, я не возражаю!"

Так милостью Его Святейшества Гопал Кришна Госвами мы стали называть
наших Божеств Гаурасундар Нитайчанд.