Виталий Юрьевич Даренский
Кандидат философских наук, доцент,
докторант Государственной академии руководящих
кадров культуры и искусств, г. Киев, Украина
ЦАРЬ ЭДИП КАК
ЕВРОПЕЙСКОЕ «ПРОЧТЕНИЕ» АРДЖУНЫ
Известнейший сюжет «Бхагавадгиты» о
встрече Арджуны и Кришны на поле перед боем, служащей причиной радикального
душевного переворота героя и принятия им «йоги сверхсознания о мире», часто
считается специфичным именно для индийского мировоззрения[1].
Вместе с тем, нетрудно увидеть в нем ряд архетипических содержательных
элементов: 1) сюжет инициации как предельного испытания, переводящего человека
в новый модус бытия; 2) сюжет разрыва родственных связей как символ подчинения
духовным законам более высокого порядка; 3) боговоплощение как предельный сюжет
любого религиозного сознания. Кроме того, содержательные параллели сюжету об
Арджуне можно найти и в европейской традиции. Далее мы постараемся показать,
что европейской «параллелью» повествованию об Арджуне, единой с ним по некотому
глубинному смыслу, является миф об Эдипе.
Миф об Эдипе представляет собой особую экстремальную
модель межличностных отношений, выражающую некоторый общечеловеческий опыт,
предельный экзистенциальный символ человеческой деструктивности и ее
преодоления. Из всех существующих к настоящему времени толкований данного мифа
в этом контексте особый интерес представляет собой то, которое было предложено
С.С.Аверинцевым. Как отмечает этот автор, «сам Софокл называет фабулу мифа об
Эдипе «парадигмой» некоего общего закона. Закон этот сформулирован в четвертом
стасиме «Эдипа-царя» с обычной для хоровых партий сентенциозностью следующим
образом: всякая удача есть всего лишь видимость, и для этой видимости,
излучающей ложный блеск, неминуемо придет время «закатиться», как заходит
светило. Такова судьба всякого человека»[2].
Но, казалось бы, причем тут именно инцест и отцеубийство? Дело в том,
во-вторых, что как раз инцест и отцеубийство являются двумя предельными натуралистическими образами
и символическими выражениями
человеческого стремления подчинить себе мир, которое в этом предельном смысле
оказывается «самообожествлением», неким «метафизическим самозванством» человека
(термины С.С.Аверинцева). «Символ инцеста, – писал С.С.Аверинцев, – связан с
двумя семантическими линиями: одна ведет к идее экстраординарной власти тирана,
другая – к идее экстраординарного знания тайновидца… кто объявил себя богом,
должен был отважиться и на инцест, ибо одно есть знак другого»[3].
Но, с другой стороны, «то знание, с помощью которого Эдип разгадывает загадку
Сфинги и не может разгадать загадку собственной судьбы, есть знание особого
рода: знание-сила, знание-власть, знание-успех, а в возможности [причем, по
логике мифа, в неизбежной возможности
– В.Д.] – ослепление силой, ослепление властью, ослепление успехом»[4].
Следующий закон, о котором повествует
миф в форме судьбы Эдипа, состоит в
том, что относительная бессознательность преступления преодолевается только
«сознательно принятым наказанием», а особая «двусоставность» первого –
«двуединством» второго: самоослеплением и странничеством. По мысли
С.С.Аверинцева, эта фабульная символика, естественно, имеет под собой глубокую
онтологию: «Оказалось, что мудрость-сила, мудрость-власть – это вина и слепота,
мрак чернейшего неведения: теперь он [Эдип] во мраке физической слепоты ищет
иную мудрость – мудрость-самопознание. Ему нужно очень зорко видеть как раз то,
чего глаза не видят»[5].
Тем самым, обобщая, можно сказать, что миф об Эдипе на самом деле
повествует о законе воздаяния за власть-как-самоутверждение и о возможности спасения
лишь во власти-над-собой. Миф об Эдипе прямо говорит о том, что
эго-центрическое самоутверждение во власти над миром (включая и людей, в нем
живущих), это – в своем смысловом пределе
– «самообожествление» по отношению к Ты есть инцест (если Ты женское) или
отцеубийство (если Ты мужское). Это «метафизическое самозванство» человека,
ставшего на такой путь, есть не что иное, как поругание и уничтожение своих
бытийных истоков, символически данных в образах Матери и Отца. Поэтому
катарсическое со-переживание мифа об Эдипе объективно как раз и является
культивированием такой структуры души, которая смогла бы удерживаться от этого
гибельного пути. Для архаического мышления именно катарсическое со-переживание
мифа – единственно возможный способ понимания и передачи столь всеобщих
смыслов, поскольку оно может помыслить таковые исключительно в самых
непосредственно-жизненных, натуралистических образах, приобретающих тем самым
символическое измерение и метафизическую глубину, являемую в сюжете мифа.
Поскольку «ближайшие родственные отношения являются здесь чем-то максимально
понятным, всегда обязательным и неопровержимым… без которых вообще ничто на
свете в те времена не мыслилось» (А.Ф.Лосев)[6],
то любые всеобщие законы человеческого и
мирового бытия в рамках такого типа мышления могут быть выражены исключительно
в форме родовой символики, в форме специфического сюжета общинно-родовых
отношений. В частности, онтологические истоки и смысловые пределы
человеческого бытия для такого типа мышления выразимы, соответственно, в
символах Отца и Матери. Это, в свою очередь, позволяет «логично» построить
мифологический сюжет о предельной уязвимости этих истоков и пределов,
разоблачающий гибельность «самообожествления» человека, каковым и является миф
об Эдипе.
На первый взгляд может показаться, что сюжет об Арджуне имеет прямо
противоположный смысл – отрицание ценностей родового бытия. На самом же деле,
эти ценности не отрицаются как таковые ни в повествовании об Арджуне, ни в мифе
об Эдипе – но в обоих случаях они являются символом некой исходной
«естественности» человеческого бытия, которая неизбежно вступает в конфликт с
самоутверждением человека как индивидуума. Подобно тому, как Эдип слепнет для
этого мира после поругания родовых начал и прозрения в высшее знание, так же и
Арджуна символически «ослеп», не видя
больше во врагах своих родных, но исполняя высший долг. Ситуации Арджуны и
Эдипа как бы симметричны: они проходят испытание разрывом родовых уз с разных
сторон; первый сознательно и честно, а второй бессознательно и преступно, – но
с одним и тем же итогом. Эдип отказывается от самоутверждения своей воли;
Арджуна, наоборот, проявляет максимальную личную волю, – но оба проходят одну и
ту же ситуацию «второго рождения», рождения в свободе.
В.Н.Ярхо определял исходную тему творчества Софокла как «гипертрофированное
самоопределение личности, ее стремление противопоставить себя существующим
родственным связям, исконным нравственным нормам»[7].
Тем самым, художественная интерпретация мифа об Эдипе стала уже итоговым,
концентрированным и наиболее глубоким выражением этой исходной проблематики,
вызревавшей и в других его произведениях. В частности, по мнению В.Н.Ярхо, «все
неумолимые совпадения, в которых современный читатель привык видеть действия
рока, в огромной степени являются нововведением в миф, принадлежащим самому
Софоклу»[8].
Однако, для чего понадобились эти нововведения, т.е. какой новый культурный
опыт они выражают? Важно еще одно замечание упомянутого автора: «если все
действия Эдипа приводят его к совсем иному исходу, то не потому, что так
предопределено роком, а потому, что ограниченное человеческое знание
подчиняется другим законам, чем божественное всеведение… Его трагедия –
трагедия знания, а не трагедия рока»[9].
Действительно, самым простым было бы решить, что все произошедшее – «игра рока»
и не более того. Но в таком случае нет трагедии как таковой: ведь трагедия
бывает только тогда, когда не просто сознательные, но в полном смысле слова мудрые, т.е. опирающиеся на
общечеловеческий, общеизвестный опыт действия, – вдруг почему-то оказываются
совершенно неадекватными и ошибочными. Именно это происходит с Эдипом. Он-то с
его точки зрения – зрения самого мудрого из людей, разгадавшего даже загадку
Сфинги (Сфинкса) – как раз знает все, что только возможно для смертных людей.
Но, оказывается, этого недостаточно. Есть другое знание, о котором он
изначально, т.е. еще не пройдя испытаний, не подозревает. Суть этого знания, в
конце концов открывшегося Эдипу, достаточно четко сформулирована в приведенной
интерпретации С.Аверинцева. И параллель с Арджуной в этом отношении оказывается
достаточно четкой.
Вяч.И. Иванов в свое время справедливо обратил внимание на глубинную
смысловую связь: «Сфинкс возрождается под маской жены. Эдип узнает в жене мать;
из Иокасты возникает Великая Матерь, женское зачало»[10].
Вот это мистическое знание, которое на современном языке еще будет
сформулировано в эпоху Романтизма и символизировано под именем
«Вечно-Женственного» (Das Ewige Weibliche) – это
особое знание оказывается вполне известным и греческой классике, хотя она
относится к нему менее экзальтированно, чем это происходило позднее. То, что
происходит с Эдипом, в конечном итоге имеет своим результатом преодоление им
мистических чар этой космической «женственности» в смысле вечно-рождающей Жизни
как некой безличной космической стихии, поглощающей и растворяющей в себе
личность. По логике мифа,
мистическое должно быть явлено как эмпирический факт. Поэтому здесь именно фактичность ситуации служит символом того мистического отождествления, о котором писал Вяч.И.
Иванов. И по
этой же логике, Эдип, освобождаясь от мистического тождества Матери и Жены,
становится свободным от этих чар
растворения в безличной стихии рождающе-поглощающей Жизни. Но ведь это то же
самое, что произошло и с Арджуной лишь в более явственной сюжетной форме!
Традиционно считается, что для язычника это вообще невозможно, но оба сюжета
убеждают в обратном. Таким образом, глубинный смысл всего сюжета мифа в том,
что Эдип, как и Арджуна, поставлен в ситуацию прорыва к свободе, образно «зашифрованную» в экстремальной фабуле
родственных отношений, в отношении к которым мифологическое мышление «шифрует»
всеобщие законы бытия.
В этом контексте требует переосмысления знаменитый 1-й стасим «Антигоны»
(«Много есть чудес на свете, / Человек – их всех чудесней… / Землю, древнюю
богиню, / Что в веках неутомима, / Год за годом мучит он…»), обычно трактуемый
как своего рода «гимн человеку». В действительности же здесь выражено иное,
более глубокое по смыслу понимание человека. Как отмечает В.Н.Ярхо,
«прилагательное deinos, которое переведено как
«чудеса», на самом деле обозначает нечто «вызывающее удивление, смешанное со
страхом», и это значение раскрывается в заключении стасима: все зависит от
того, подчиняет ли человек свое поведение вечным божественным законам; если
нет, то его гордое самосознание может стать источником бед»[11].
Сюжет об Арджуне в конечном счете имеет тот же самый смысл, но ради
познания вечных божественных законов, – вместо «гордого самосознания», здесь
преодолевается сила родовой общности. Его принципиальная специфика также
состоит в том, что он служит «инициирующим» введением в развернутое учение о
предельных сущностях мироздания, в то время как Эдип своей судьбой являет их в
молчании и тайне.
[1] Меликов В.В.
Введение в текстологию традиционных культур (на примере «Бхагавадгиты» и других
индийских текстов). – М.: РГГУ, 1999. – С. 72.
[2] Аверинцев С.С.
К истолкованию символики мифа о Эдипе // Античность и современность. К 80-летию
Ф.А.Петровского: Сб. статей. – М.: Наука, 1972. – С. 91.
[3] Там же. – С. 98-99.
[4] Там же. – С. 98.
[5] Там же. – С. 102.
[6] Лосев А.Ф.
Античная философия и общественно-экономические формации // Лосев А.Ф.
Философия. Мифология. Культура. – М.: Политиздат, 1991. – С. 401-402.
[7] Ярхо В.Н.
Софокл и его трагедии // Софокл.
Трагедии.: Пер. с древнегреч. С.С.Шервинского. – М.: Худ. лит., 1988. – С. 14.
[8] Там же. – С. 16.
[9] Там же. – С. 17.
[10] Иванов В.В.
Родное и вселенское. – М.: Республика, 1994. – С. 78.
[11] Ярхо В.Н.
Указ. соч. – С. 24.