Оглавление

Николай Викторович СЕРОВ

Доктор культурологии, профессор кафедры философии и культурологии, Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы

СЕМАНТИЧЕСКАЯ ОНТОЛОГИЯ
МЫСЛИТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

Так как любая система характеризуется отношениями между ее компонентами, и, в частности, информацией как онтологически идеальным, то цвет оказался адекватным инструментарием для создания архетипической (атомарной) модели интеллекта (АМИ)[1]… Это связано с тем, что цветовой язык концептов отличается от вербального большей подвижностью семантических значений собственных контекстов, что в хроматизме является носителем целостного значения и рассматривается как основа, цементирующая отдельные знаки зависимостью, к примеру, от типов мышления [2].

Как подчеркивает О.К. Тихомиров[3], «теоретические и экспериментальные общепсихологические исследования должны опережать разработки в соответствующих отраслях психологии, давать основания для развития новых подходов», что и является целью настоящего сообщения. Для достижения поставленной цели используем методологию хроматизма[4] и в дозволенных рамках кратко сформулируем релевантные тезисы: интеллект (intellectus – ощущение, представление, понимание) моделируется тремя компонентами (и/или онтологическими «хром-планами») – социальность сознания (Мт), эстетика подсознания (Id-) и природно-базовые функции бессознания (S-). Т.к. интеллект – открытая система, то вводится Ма-план для отображения окружающей среды, в которой и существует интеллект.

На базе АМИ представим цветовые коды, каждый из которых связан с определенным компонентом интеллекта. В таблице 1 показано, как изменяется предметный цвет (снизу вверх) в зависимости от компонента кодирования); графа «Уровень обобщения» включает в себя результат кодирования и носитель памяти данного предмета.

Таблица 1. Цветовые коды АМИ.

Предмет

Обобщение

Уровни обобщения АМИ

Махабхарата

(вид)

Процесс

(род)

Результат (код)

АМИ

красное, пурпурное..

абстракция[5]

"красное"

слово

понятие

Мт-

Вишну (душа)

огонь, солнце, ягоды...

сублимация [6]

‘красное’

архе-

тип

образ

Id-

Брахма (дух)

спектр огня, солнца ...

метамеризация[7]

красное

метамер

S-

Шива (тело)

 

Напомню, что цвет (как идеальное, психическое) онтологически связан с краской и/или ее вербальной формулой (как материальным, физическим, физиологическим или лингвистическим) через эмоции и/или чувства как их информационно-энергетическое, т.е. хроматическое отношение. В методологии хроматизма любая система определена отношениями между ее компонентами, и, в частности, информацией как идеальным. Поэтому цвет оказался наиболее надежным инструментарием для создания информационных моделей. Вместе с тем, как показал еще Э.В. Ильенков, строгий онтологический анализ идеального и материального является неправомерным по многим причинам[8], что, вообще говоря, и привело меня к релевантной формализации функциональных Id- и Мт-планов как их информационных предикатов; при этом оказалось необходимым ввести S-план АМИ для анализа и описания базовых функций обоих планов. Разумеется, если в традиционной бинарной системе анализа S-план АМИ всегда проявляет свойства материального, то в триадной он может быть и материальным (относительно Мт- и Id-планов АМИ), и идеальным (относительно Ма-плана внешней среды).

Вместе с тем в психологической литературе неоднократно отмечалось[9] нередкое смешение и/или неразличение между применением готовых знаний, отработанных умственных навыков и самостоятельным мышлением, поиском, выработкой новых знаний. Т.е. «усвоение знаний имеет противоречивый эффект. С одной стороны, мышление индивидуума вооружается новым средством, ведущим к расширению его возможности, а с другой стороны, человек освобождается от самостоятельной мыслительной работы по выработке этого знания (мышление сохраняется лишь как проявление активности при усвоении знаний)».

Обратимся к замечательному «запрету» Г.П. Щедровицкого на исследование «мышления вообще»: «приступая к исследованию непосредственно данного эмпирического материала мышления (как исторически следующего друг за другом, так и сосуществующего наряду), мы должны разбить его на ряд сфер; в каждую из них войдут логические средства, различающиеся между собой по структуре, типу выявляемого содержания и находящиеся между собой в определенных функциональных и генетических связях. Сравнивать между собой явления, относящиеся к различным сферам, с тем, чтобы найти в них общее, бессмысленно. Задача, наоборот, состоит в том, чтобы выделить те существенные различия, которые образуют специфику каждой сферы, и связи между ними, характеризующие законы развития и функционирования мышления»[10].

И в этом смысле мне кажутся весьма продуктивными мысли Г.П.Щедровицкого, осуждающие практически картезианский подход нашей науки к принципам мышления: «Привести фактический предмет исследования в соответствие с моделью, принятой в формальной логике, – отмечает ученый, – это значит ограничить этот предмет одной лишь знаковой формой языкового мышления»[11]. Таким образом, чтобы исследовать и воспроизвести в мысли мышление как процесс познания, мы должны сначала исследовать и воспроизвести в мысли мышление как совокупность различных форм знания. Для наглядности отобразим полученные данные в таблице 2, где обозначим процесс переработки информации символами Ý и ß, связывающими релевантные планы АМИ в принципах западного и восточного мыщления.

 

Таблица 2. Формальная и диалектическая логика мышления.

Планы открытой системы АМИ

Логика планов АМИ (см. табл.1)

Диалектическая логика

Мышление АМИ [12]

Западное

Восточное

Социальная среда Мт- – вербальные, объективированные характеристики в снятом виде

сознание Мт-

формальная

Опредмечивание отрицания [13]

синтез ↑[14]

тезис   [15]

подсознание Id-

образная

отрицание отрицания [16]

антитезис [17]

антитезис [18]

бессознание S-

генная

отрицание предметности [19]

тезис ↑ [20]

синтез [21]

Природная среда Ма- – предметные, объективные (спектральные) характеристики

 

Итак, дифференциация мыслительной активности показала актуальную необходимость введения хром-планов АМИ для их адекватного использования в теории и практике онтологических исследований мышления.

 



[1] Серов Н.В. Стадии обработки информации в атомарной модели интеллекта. // НТИ, Сер.2, 2006, № 1, С. 12-20.

[2] Он же. Семантика цветов тримурти // Наука, религия, текст / Мат.конф. Владимир, 2006. С. 81-84. Он же. Хроматизм мифа. Л., 1990. С. 312.

[3] Тихомиров О.К. Психология мышления. М., 2002. С. 277.

[4] Серов Н.В. Цвет культуры. СПб., 2004. С. 472.

[5] “Абстракция” вербального цветообозначения как процесс отвлечения от “конкретного” цвета относится к научному мышлению, то есть определяется его формально-логической выводимостью чистым сознанием (рацио) исключительно на понятийном уровне. “Абстракция” же, как результат указанного вида мышления, ограничена характерным отрывом опосредующих связей ее компонентов от “конкретного”, от историчности, что обуславливает “умерщвляющую все живое” схематичность и/или “схоластическую абсолютизацию” формально-логических связей.

[6] Принцип творческого мышления предполагает первоначальную элиминацию рациональности, поскольку общепринято положение, согласно которому в инсайте чувственно-образный уровень обобщения не обязательно согласуется с формально-логическим. Это связано с тем, в частности, что в теории творчества деятельность сознания (как компонента интеллекта) считается исключительно конечным этапом творения. Началом же принято считать подсознание (“сновидное состояние”, озарение и т. п.) логика которого, как правило, не вписывается в рамки формальной логики научного мышления.

[7] Принцип метамеризации светоцветовой информации позволяет сделать вывод о начальном этапе кодирования цвета. Под метамеризацией обычно понимают бессознательный процесс ощущения смесей различных спектральных цветов одинаковым. Эта стадия является первичным предикатом «субъективации» объективной информации, поскольку каждый индивид обладает сугубо индивидуальными характеристиками фоторецепторов.

[8] Ильенков Э.В. Философия и культура. М., 1991. С. 215-218.

[9] Тихомиров О.К. С. 76-177.

[10] Щедровицкий Г.П. Избранные труды. М., 1995. С. 39.

[11] Там же. С. 20, 455, 577.

[12] Благодаря триадной логике человек может познавать все уровни существования мира, однако все зависит от доминанты АМИ у этого человека в данный момент времени. Для выявления движущих сил развития системы можно сопоставить оба типа синтеза: в первом случае из-за сущностного объективирования, по В.П. Зинченко, в образ-концепте (ОК) субъективных метамеров наблюдается революция содержания и возможный «скачок» развития системы. Во втором случае синтез определяется лишь дискурсивной эволюцией формы, наиболее отчетливо выступавшей недавно в постмодернистской деконструкции бытия.

[13] В понятии вербального цветообозначения отрицается и беспредметность апертуры, и конкретика образ-концепта, в результате чего возникает абстракция, которая, с одной стороны, элиминирует любые предикаты конкретного предметного представителя, а с другой, включает огромную совокупность многоцветных предметных характеристик (см. табл.1).

[14] Снятие, т.е. синтез тезиса природы и антитезиса (объективации Ид-планом ее субъективного представления в С-плане АМИ), возможно, и ведет к тому, что способность слов обозначать вещи вторична от смысла (ОК), т.е. Ид Мт, что может иметь своим следствием синтез ОК с вербализованной мыслью на уровне потери характеристических черт ОК.

[15] Тезис как своеобразное единство и борьба противоположностей в нисхождении от абстрактного (рассудочного и/или родового понятия) к конкретному ОК в пространстве Вишну, т.е. свойство объективированных в понятии характеристик позволяет осуществлять связь социальной (мифологически-философской) среды с образным языком Ид-плана Брахмы лишь на уровне тезиса, т.е. дедуктивной гипотезы о принадлежности ОК не только к социальному, но и к природному уровню познания. В Махабхарате это единство демонстрируется амбивалентностью взаимоотношений Вишну и Шивы с Брахмой.

[16] Апертурный цвет при цветовосприятии, если можно так сказать, объективистски отрицает индивидуальную предметность метамеризации и в итоге дает образ-концепт, в котором опредмечен конкретный цвет, образуемый за счет статистического накопления перцептивно-репрезентативных данных, т.е. жизненно важных и наиболее часто встречающихся в онтогенезе, а, возможно, и в филогенезе, как это полагал К.Г. Юнг. Переход количественного накопления релевантных метамеров в новое качество возможно и дает основание Ид-плану для их включения в ОК, после адекватного формирования которого в инсайте может осуществляться и синтез этого ОК на уровень Мт-плана АМИ.

[17] Если сформированный ОК, в самом деле, является сущностным предикатом явления, т.е. выражением его необходимых и достаточных качеств, то метамеры можно представить как случайные формы этого явления, которые лишь по их накоплении в Ид-плане АМИ образуют адекватный ОК с универсализирующим качеством релевантного объекта.

[18] Созидающее могущество Брахмы можно представить как абсолютную духовность божественного мира, как творение в настоящем для будущего, что в реальном воплощении характеризует мужественный тип интеллекта с доминантой подсознания.

[19] Метамер, возникающий при цветоощущении, – в силу индивидуальности физико-химической структуры сетчатки каждого реципиента – субъективно отрицает объективную предметность спектральных составляющих среды.

[20] Сублимация с позиций диалектики может быть представлена как отрицание отрицания, т.е. как контекстно-зависимое противоречие между строго индивидуальным метамером С-плана АМИ и его архетипическим обобщением в ОК Ид-плана АМИ. Иначе говоря, этот процесс может быть представлен на уровне единства и борьбы противоположностей (в частности, как объектно-субъективированных качеств С-планом АМИ и субъектно-объективируемых количеств этих качеств Ид-планом). В этом, возможно и заключается единство противоречий тезиса С-плана АМИ и антитезиса Ид-плана.

[21] Майя как присущая Вишну иллюзорность бытия, распространяемая в Махабхарате и на природный, и на социальный уровни бытия.