Леонид Николаевич БОРОВЫХ
Кандидат философских наук, профессор кафедры философии и
религиоведения Владимирского государственного университета
ОТ «МАХАБХАРАТЫ» ДО «ПАНЧАТАНТРЫ»
Бессмертье – истина, исполненная света,
И постоянно смерть доказывает это.
Рабиндранат Тагор
Есть книги, которые с огромным интересом не только читаются на протяжении веков, но и перечитываются человеком по нескольку раз. Такие книги – одновременно и редкость, и большая удача. В истории философии к таким книгам относятся: «Апология Сократа» Платона; «Нравственные письма к Луцилию» Сенеки; «Опыты» Мишеля Монтеня; «Разговоры запросто» Эразма Роттердамского. Книга Эразма пользовалась огромной популярностью. В течение двух с половиной веков была в руках всех школьников Европы и заморских колоний. Даже в начале XX века в Англии его книга выходила в виде учебника, приспособленная для нужд школы того времени. Литературное влияние было эпохально: Сервантес, Клеман Маро, Мольер, Стерн, Вальтер Скотт. В России «Разговоры» знали Петр I, М.В. Ломоносов.
Что касается «Опытов» М.Монтеня, то достаточно сказать, содержание их влияло на философию и художественную мысль В. Шекспира, Р. Декарта, Ф. Бэкона, Ш.Монтескье, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо, А.С. Пушкина, А.И. Герцена, Л.Н. Толстого.
Но, пожалуй, самой распространенной книгой (после «Библии») стала «Панчатантра», которая оформилась окончательно в сборник в IV веке нашей эры. Сюжеты отдельных рассказов встречались еще в гимнах «Ригведы», в эпосе «Махабхараты».
Если древнеиндейский эпос «Махабхарата» создал легендарный мудрец Вьяса, то «Панчатантру» – занимательные рассказы и мудрые советы, направленные постичь разумное поведение, – как гласит конец «Вступления», написал Вишнушарман. Книга служит обучению юношей; «кто с усердием изучает ее, тому не страшен сам царь богов, грозный Индра». За семнадцать столетий книга стала известной почти во всем цивилизованном мире.
Скромные рассуждения автора относительно эпоса «Махабхарата» даны в научных изданиях первой и второй международных научно-практических конференциях, которые проходили во Владимире 2006 и 2007 годах.
«Панчатантра» состоит из «Вступления» и пяти частей: «Разъединение друзей», «Приобретение друзей», «О ворах и совах», «Утрата приобретенного», «Безрассудные поступки».
Удивителен мир героев произведения. Повествование и нравоучение удачно чередуются и переливаются. В стихах говорится о мудрости и глупости, добре и зле, честности и обмане, истине и лжи, достоинстве и пороках. Главная цель сборника – научить людей разумному поведению. Любопытно рассматривается суть истины; знать, где, когда нужно действовать, - великое искусство, - в нем залог успеха. Нет абстрактной истины, истина всегда конкретна; как часто любил повторять Г.В. Плеханов: «Все зависит от обстоятельств, места и времени».
Сюжеты и наставления в этике, философии образны, просты, понятны. Особое внимание уделено роли дружбы, так как союз людей, народов всегда помогает.
«Панчатантру» желательно чаще перечитывать. В ней мудрость и блестящий юмор. «Предисловие» написал А. Сыркин, а редактором стихотворных переводов была Вера Маркова.
В книге россыпь мудрых советов и поучений. Относительно богатства говорится, приобретя добро, следует хорошо его сохранять, приумножать и пользоваться им.
Свое добро приумножаем, когда разумно раздаем.
Разве не о сегодняшней действительности сказано:
Кто говорит о благе – «яд»,
И о костях игральных – «смерть»,
О женских чарах – «суета», -
К тому властитель милостив.
О конкретности истины говорится так:
Мужчина, женщина и слово,
Кинжал, наука, лютня, конь –
Зло принесут или добро!
Здесь все зависит от владельца.
Вот еще мудрое поучение:
Во многом будь с супругой откровенен,
В другом – с друзьями, в третьем – с сыновьями:
Сам по себе достоин веры каждый,
Но каждому все тайны знать не надо.
Каков рев существа, такова и природа, а какова природа, такова и сила:
Река – речной плотине смерть.
Беспечность – для решений смерть.
Любви смертельна клевета.
А трус от слова упадет!
Да, верно, все имеет причину. Причина и следствие взаимосвязаны. Хорошо подмечено:
Тот, кто не в силах отомстить,
Не должен, гневаясь, грозить:
Горох на сковородке прыгал –
А все ж не мог ее разбить!
«Подсознательное», открытое З.Фрейдом, четко было сформулировано уже давно в таких строках:
Что наяву любой из нас
Желает, видит и свершает,
То, по привычке повторять,
Он и во сне переживает...
Очень умно сказано!
Стоят над странами – цари, над покупателем – купцы,
Над тем, кто лечится,– врачи, над дураками – мудрецы.
Можно ли не удивляться таким строкам:
Погубит дружбу клевета,
Успех – несчастная судьба.
А никудышную жену–
Ее бесчестье и гульба.
Разлука смерть несет любви,
Богатство убивает мот,
А ниву – нерадивый тот,
Кто, не посеяв,– только жнет!
В «Год семьи» уместно сослаться на такое четверостишие:
Безлунной ночью, в тишине
Дождь проливной, глухие переулки,
Муж в дальнем странствии иль на воине –
Раздолье полное распутнице жене!
Семью губит измена, запретная страсть, пьянство. Пьяный человек несет чепуху. Метко сказано:
Слабеет, мелет ерунду,
Все валит по пути, бранится,
Дерзит и груб, себе же на беду, –
Вот пьяница! –
Пора б угомониться...
Не зря пословицу все жены на земле
Твердят одну и ту же:
Что толку в золотых серьгах? –
Но ради них
Прокалывают уши!
Мир держится на правде, а иначе его давно не было бы:
Пороками иных людей живет змея, живет злодей.
Их планам сбыться не дано,– не то бы рухнул мир давно!
Очень мудро подмечено о роли наук, их пользе, результатах.
Тот, кто в науки глубоко проник,
Но не извлек ни пользы, ни отрады,–
Свой ум напрасно утомит,
Ему и знать бы их не надо!
В «Год мыши» следует привести и высказывание об этом грызуне. Тот, кто извращен умом, сравнивается с мышью. Читаем:
Такой куда не сунется – глядишь,
Испортит все, во что усилья вложит!
Подгрызть способна шелковицу мышь
И повалить. Но посадить не сможет!
Как хорошо сравнивается ученость со светом. Представитель Восточной патристики И. Дамаскин писал: «Учение – свет, а не ученье – тьма». В «поученье» сказано:
Ученость учит скромности,
С собою лжеуч нянчится.
Мы все от света – зрячие
Сова от света прячется!
Рассуждая о человеке, в книге сказано:
О царь! Ты видишь:
Характер, и повадки, и привычки
У человека – все от воспитанья!
В книге не обойден и вопрос о коррупции. Читаем.
Когда советники на взятки не польстятся,
Разумны, преданны, стране своей верны,–
Владыке незачем тогда врагов бояться:
Он победитель даже без войны!
Вот еще любопытное замечание:
Как в истину, мы верим в ложь!
А ложью истину сочтешь...
Как мир устроен–не поймешь...
И все полно опасностей!
Вечны природа, истина и правда. Сколько блеска в простой мудрости.
Где нет желаний – власти нет!
Где нет любви – зачем наряд?
Где нет ума – нет мудрых слов,
И лживых среди честных – нет
Или вот еще:
Ну, почему б не поделиться,–
Коль просят – полкуска не дать?
Кто может столь богатым стать,
Чтоб к большему не устремиться?
Проблема предопределенности, кармы звучит однозначно:
Срок жизни, знания, труды,
Имущество и смерти час
Еще в утробе матери,
Увы, предрешены для нас!
Каждый имеет то, что заслужил.
Привыкший к нищете бедняк
Страдает все-таки не так
От бедности и неудач,
Как разорившийся богач!
Жить следует достойно, не унижаясь и не дрожа.
Отраву лучше взять
И выпить всю
У смерти в убежище,
Или в ладонях сжать
Хвостатый рот змеи,
Ужасный, пылающий,
Или, с горы крутой
Сорвавшись вниз,
Разбить себя вдребезги,–
Чем, воспылав душой,
Богатым стать
Путем преступления!
Очень мудро подмечено:
Не око видит – разум видит.
Ищи не в предках блага, а в себе:
Лишь из борьбы с пороком благо выйдет,
Лишь тот богат, кто рад любой судьбе!
Лучшее достояние человека – здоровье и удовлетворенность.
Здоровья дар –
Каким богатствам равен?
Какая прелесть в таких строках:
Когда друзья встречаются
Хоть на пороге гибели –
Обоим столько радости!
А впору бы отчаяться.
Или вот еще сказано, как отрезано:
Ни брату, ни жене своей,
Ни сыновьям, ни матери
Так люди не вверяются,
Как доброму товарищу!
Лишь слово «дружба» назови –
Сокровище из двух слогов!...
Велика сила разума, сила слова, сказанная к месту.
Посол – врагов соединит,
Посол друзей разъединит,
Починит он разбитое,
Противника он подчинит!
Нет яда и нет нектара –
Сравнить с прекраснобедрою!
При ней – мы рая жители,
В разлуке с ней – как мертвые.
Истинная мудрость, вошедшая в поговорку - «Не в бровь, а в глаз» дана в таких строках:
Когда пристанут женщины,
Чего мужья не сделают?
То ржут они, как лошади,
То неурочно бреются!
Как рассудить о женщине?
На что пойдет подобная,
Еще в утробе собственной
Убить дитя способная!
Разумный совет остается всегда в силе и проявляется везде и всегда. Вот его суть:
Врагу тебя сильнее – покорись.
Героя-недруга – столкни с другим.
Того, кто ниже,– подкупи скорей.
На поединок – равного зови!
Но даже и в стране чужой
Страшней чужих – сородичи!
В пятой части древнего сборника «Безрассудные поступки» в шестом рассказе речь шла о царской власти, которая, по мнению одного человека, дает возможность вкусить счастье «в этом и другом мире». Однако вывод в действительности совершенно иной. Читаем: «К тому же царский сан – это лишь цепь великих страданий. Обремененный заботами о мире, сражении, походе, остановке, союзе, двуличии и других делах, он никогда не приносит человеку счастья. К тому же:
Друг с другом братья ссорятся,
Сыны отцов замучили,–
Вот так за троны борются!
Отвергнуть власть не лучше ли?»
Поскольку в сборнике басен «Панчатантры» россыпь житейской мудрости, то нет необходимости комментировать что-либо. Их следует читать, неоднократно перечитывать и бесконца ими восхищаться.
В заключении следует сказать лишь то, что прав Рабиндранат Тагор: «Бессмертье – истина, исполненная света». В этом смысле «поучения», «советы» «Панчатантры» будут востребованы новыми поколениями людей, а значит они бессмертны.