Оглавление

Леонид Николаевич БОРОВЫХ

Кандидат философских наук, профессор кафедры философии и религиоведения Владимирского государственного университета

ОТ «МАХАБХАРАТЫ» ДО «ПАНЧАТАНТРЫ»

Бессмертье – истина, исполненная света,

И постоянно смерть доказывает это.

 Рабиндранат Тагор

Есть книги, которые с огромным интересом не только читаются на протяжении веков, но и перечитываются человеком по нескольку раз. Такие книги – одновременно и редкость, и большая удача. В истории философии к таким книгам относятся: «Апология Сократа» Платона; «Нравственные письма к Луцилию» Сенеки; «Опыты» Мишеля Монтеня; «Разговоры запросто» Эразма Роттердамского. Книга Эразма пользовалась огромной популярностью. В течение двух с половиной веков была в руках всех школьников Европы и заморских колоний. Даже в начале XX века в Англии его книга выходила в виде учебника, приспособленная для нужд школы того времени. Литературное влияние было эпохально: Сервантес, Клеман Маро, Мольер, Стерн, Вальтер Скотт. В России «Разговоры» знали Петр I, М.В. Ломоносов.

Что касается «Опытов» М.Монтеня, то достаточно сказать, содержание их влияло на философию и художественную мысль В. Шекспира, Р. Декарта, Ф. Бэкона, Ш.Монтескье, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо, А.С. Пушкина, А.И. Герцена, Л.Н. Толстого.

 Но, пожалуй, самой распространенной книгой (после «Библии») стала «Панчатантра», которая оформилась окончательно в сборник в IV веке нашей эры. Сюжеты отдельных рассказов встречались еще в гимнах «Ригведы», в эпосе «Махабхараты».

 Если древнеиндейский эпос «Махабхарата» создал легендарный мудрец Вьяса, то «Панчатантру» – занимательные рассказы и мудрые советы, направленные постичь разумное поведение, – как гласит конец «Вступления», написал Вишнушарман. Книга служит обучению юношей; «кто с усердием изучает ее, тому не страшен сам царь богов, грозный Индра». За семнадцать столетий книга стала известной почти во всем цивилизованном мире.

 Скромные рассуждения автора относительно эпоса «Махабхарата» даны в научных изданиях первой и второй международных научно-практических конференциях, которые проходили во Владимире 2006 и 2007 годах.

 «Панчатантра» состоит из «Вступления» и пяти частей: «Разъединение друзей», «Приобретение друзей», «О ворах и совах», «Утрата приобретенного», «Безрассудные поступки».

 Удивителен мир героев произведения. Повествование и нравоучение удачно чередуются и переливаются. В стихах говорится о мудрости и глупости, добре и зле, честности и обмане, истине и лжи, достоинстве и пороках. Главная цель сборника – научить людей разумному поведению. Любопытно рассматривается суть истины; знать, где, когда нужно действовать, - великое искусство, - в нем залог успеха. Нет абстрактной истины, истина всегда конкретна; как часто любил повторять Г.В. Плеханов: «Все зависит от обстоятельств, места и времени».

 Сюжеты и наставления в этике, философии образны, просты, понятны. Особое внимание уделено роли дружбы, так как союз людей, народов всегда помогает.

 «Панчатантру» желательно чаще перечитывать. В ней мудрость и блестящий юмор. «Предисловие» написал А. Сыркин, а редактором стихотворных переводов была Вера Маркова.

 В книге россыпь мудрых советов и поучений. Относительно богатства говорится, приобретя добро, следует хорошо его сохранять, приумножать и пользоваться им.

Свое добро приумножаем, когда разумно раздаем.

Разве не о сегодняшней действительности сказано:

Кто говорит о благе – «яд»,

И о костях игральных – «смерть»,

О женских чарах – «суета», -

К тому властитель милостив.

О конкретности истины говорится так:

Мужчина, женщина и слово,

Кинжал, наука, лютня, конь –

Зло принесут или добро!

Здесь все зависит от владельца.

 Вот еще мудрое поучение:

Во многом будь с супругой откровенен,

В другом – с друзьями, в третьем – с сыновьями:

Сам по себе достоин веры каждый,

Но каждому все тайны знать не надо.

 Каков рев существа, такова и природа, а какова природа, такова и сила:

Река – речной плотине смерть.

Беспечность – для решений смерть.

Любви смертельна клевета.

А трус от слова упадет!

 Да, верно, все имеет причину. Причина и следствие взаимосвязаны. Хорошо подмечено:

Тот, кто не в силах отомстить,

Не должен, гневаясь, грозить:

Горох на сковородке прыгал –

А все ж не мог ее разбить!

 «Подсознательное», открытое З.Фрейдом, четко было сформулировано уже давно в таких строках:

Что наяву любой из нас

Желает, видит и свершает,

То, по привычке повторять,

Он и во сне переживает...

 Очень умно сказано!

Стоят над странами – цари, над покупателем – купцы,

Над тем, кто лечится,– врачи, над дураками – мудрецы.

 Можно ли не удивляться таким строкам:

Погубит дружбу клевета,

Успех – несчастная судьба.

А никудышную жену–

Ее бесчестье и гульба.

Разлука смерть несет любви,

Богатство убивает мот,

А ниву – нерадивый тот,

Кто, не посеяв,– только жнет!

 В «Год семьи» уместно сослаться на такое четверостишие:

Безлунной ночью, в тишине

Дождь проливной, глухие переулки,

Муж в дальнем странствии иль на воине –

Раздолье полное распутнице жене!

 Семью губит измена, запретная страсть, пьянство. Пьяный человек несет чепуху. Метко сказано:

Слабеет, мелет ерунду,

Все валит по пути, бранится,

Дерзит и груб, себе же на беду, –

Вот пьяница! –

Пора б угомониться...

Не зря пословицу все жены на земле

Твердят одну и ту же:

Что толку в золотых серьгах? –

Но ради них

Прокалывают уши!

 Мир держится на правде, а иначе его давно не было бы:

Пороками иных людей живет змея, живет злодей.

Их планам сбыться не дано,– не то бы рухнул мир давно!

 Очень мудро подмечено о роли наук, их пользе, результатах.

Тот, кто в науки глубоко проник,

Но не извлек ни пользы, ни отрады,–

Свой ум напрасно утомит,

Ему и знать бы их не надо!

 В «Год мыши» следует привести и высказывание об этом грызуне. Тот, кто извращен умом, сравнивается с мышью. Читаем:

Такой куда не сунется – глядишь,

Испортит все, во что усилья вложит!

Подгрызть способна шелковицу мышь

И повалить. Но посадить не сможет!

 Как хорошо сравнивается ученость со светом. Представитель Восточной патристики И. Дамаскин писал: «Учение – свет, а не ученье – тьма». В «поученье» сказано:

Ученость учит скромности,

С собою лжеуч нянчится.

Мы все от света – зрячие

Сова от света прячется!

 Рассуждая о человеке, в книге сказано:

О царь! Ты видишь:

Характер, и повадки, и привычки

У человека – все от воспитанья!

 В книге не обойден и вопрос о коррупции. Читаем.

Когда советники на взятки не польстятся,

Разумны, преданны, стране своей верны,–

Владыке незачем тогда врагов бояться:

Он победитель даже без войны!

 Вот еще любопытное замечание:

Как в истину, мы верим в ложь!

А ложью истину сочтешь...

Как мир устроен–не поймешь...

И все полно опасностей!

 Вечны природа, истина и правда. Сколько блеска в простой мудрости.

Где нет желаний – власти нет!

Где нет любви – зачем наряд?

Где нет ума – нет мудрых слов,

И лживых среди честных – нет

 Или вот еще:

Ну, почему б не поделиться,–

Коль просят – полкуска не дать?

Кто может столь богатым стать,

Чтоб к большему не устремиться?

 Проблема предопределенности, кармы звучит однозначно:

Срок жизни, знания, труды,

Имущество и смерти час

Еще в утробе матери,

Увы, предрешены для нас!

 Каждый имеет то, что заслужил.

Привыкший к нищете бедняк

Страдает все-таки не так

От бедности и неудач,

Как разорившийся богач!

 Жить следует достойно, не унижаясь и не дрожа.

 Отраву лучше взять

 И выпить всю

 У смерти в убежище,

 Или в ладонях сжать

 Хвостатый рот змеи,

 Ужасный, пылающий,

 Или, с горы крутой

 Сорвавшись вниз,

 Разбить себя вдребезги,–

 Чем, воспылав душой,

 Богатым стать

 Путем преступления!

 Очень мудро подмечено:

Не око видит – разум видит.

 Ищи не в предках блага, а в себе:

 Лишь из борьбы с пороком благо выйдет,

 Лишь тот богат, кто рад любой судьбе!

 Лучшее достояние человека – здоровье и удовлетворенность.

 Здоровья дар –

 Каким богатствам равен?

 Какая прелесть в таких строках:

 Когда друзья встречаются

 Хоть на пороге гибели –

 Обоим столько радости!

 А впору бы отчаяться.

 Или вот еще сказано, как отрезано:

 Ни брату, ни жене своей,

 Ни сыновьям, ни матери

 Так люди не вверяются,

 Как доброму товарищу!

 Лишь слово «дружба» назови –

 Сокровище из двух слогов!...

 Велика сила разума, сила слова, сказанная к месту.

Посол – врагов соединит,

 Посол друзей разъединит,

 Починит он разбитое,

 Противника он подчинит!

 Нет яда и нет нектара –

 Сравнить с прекраснобедрою!

 При ней – мы рая жители,

 В разлуке с ней – как мертвые.

 Истинная мудрость, вошедшая в поговорку - «Не в бровь, а в глаз» дана в таких строках:

 Когда пристанут женщины,

 Чего мужья не сделают?

 То ржут они, как лошади,

 То неурочно бреются!

 Как рассудить о женщине?

 На что пойдет подобная,

 Еще в утробе собственной

 Убить дитя способная!

 Разумный совет остается всегда в силе и проявляется везде и всегда. Вот его суть:

 Врагу тебя сильнее – покорись.

 Героя-недруга – столкни с другим.

 Того, кто ниже,– подкупи скорей.

 На поединок – равного зови!

 

 Но даже и в стране чужой

 Страшней чужих – сородичи!

 В пятой части древнего сборника «Безрассудные поступки» в шестом рассказе речь шла о царской власти, которая, по мнению одного человека, дает возможность вкусить счастье «в этом и другом мире». Однако вывод в действительности совершенно иной. Читаем: «К тому же царский сан – это лишь цепь великих страданий. Обремененный заботами о мире, сражении, походе, остановке, союзе, двуличии и других делах, он никогда не приносит человеку счастья. К тому же:

 Друг с другом братья ссорятся,

 Сыны отцов замучили,–

 Вот так за троны борются!

 Отвергнуть власть не лучше ли?»

 Поскольку в сборнике басен «Панчатантры» россыпь житейской мудрости, то нет необходимости комментировать что-либо. Их следует читать, неоднократно перечитывать и бесконца ими восхищаться.

 В заключении следует сказать лишь то, что прав Рабиндранат Тагор: «Бессмертье – истина, исполненная света». В этом смысле «поучения», «советы» «Панчатантры» будут востребованы новыми поколениями людей, а значит они бессмертны.