Александр Афанасьевич БУРЯК
Научный сотрудник ИТСТ НАН Украины,
г. Днепропетровск
ИЛЛЮЗОРНАЯ ОНТОЛОГИЯ
Действовать мы способны не иначе,
как устремляясь к некоему призраку.
Поль Валери
Многослойная онтология Гартмана[1] делает модель мира генетически дискретной. Каждый уровень имеет свою онтологическую матрицу, только частично содержащую транзитные универсалии. И это обстоятельство делает невозможным поиск всех объяснений только в истоках, т.е. непременно в самых нижних слоях. Причины и начала части событий на каждом уровне лежат тут же. Поэтому и не удаются объяснения жизни через физику, а законы психологии не выходят плавным образом из зоологического уровня. Это не просто скачек непрерывности, а каждый раз частичный переход и к новым основаниям. Причем степень независимости уровня растет пропорционально его эволюционному статусу. И это так в натуральных системах.
Духовный уровень отличается от природных не только максимальной независимостью оснований, но опасной и удивительной произвольностью своей онтологии. Все художественные средства являются онтологическими элементами духовного этажа. Он состоит из придуманных оснований, и, что самое характерное, принципиально безреферентен и техничен по отношению к динамике. Он не может строиться по клише естественнонаучных систем, поскольку его элементы отсылают только к своим последствиям, и в этом смысле обладает пустой сущностью. Но они не держатся за пустоту снизу, а ждут последствий, чтобы на них опереться. И таким образом, это единственный этаж, где объяснения «сверху» допустимы, и даже преобладают. Но это потому только, что «верх» – это не следующий этаж, а нечто другое, виртуальное. Как только откровенно изобретенные онтологические сущности удачно приведены в систему, начинаются чудеса духовного этажа - странно спонтанные процессы. Ведийские техники сознания постулируют: все причины вверху (в личности Шри Кришны). В такой же ситуации относительно реальности находятся и христиане, и иудеи и атеисты. Последним вообще нечего ждать, поэтому остается только заваривать события с уровня обыденности, от самодельных онтологий, рассчитывая на парадоксальное следствие сверху – на появление хотя бы и неполных причин. Поэтому так же устроены светские романы, достоинством которых являются точность угаданных и введенных в систему новых сущностей. В теоретическом плане можно допустить, что каждый роман имеет свою эксклюзивную онтологию в качестве первого темпа. Именно темпа, потому что это не просто куклы, а продуктивные забросы «вверх», возвратившиеся с откликом. Если все онтологические слои кроме высшего служат средствами объяснения соответствующего этажа реальности, то духовный является средством вызывания реальности, а не только полем для интерпретации. Более того, интерпретации сразу же после исполнения входят в состав онтологического основания. В этом отличии вся исключительность духовного этажа, на котором идет не столько борьба истинного с ложным, добра со злом, сколько основная борьба за смысл.
Христианский мир учредился в одном экземпляре действием отпущенных глаголов (система команд творения), потом населился инертными существительными (адамова каталогизация тварности), удвоившими реальность, потом спасся от удвоения при помощи мистифицирующих метафор (ветхозаветная поэтика). Генетическим чудом стало «засорение» чистых и простых форм эдемских отношений виртуальными персонажами (в новозаветных и святоотеческих притчах), которые все усложнили и запутали. И только потом изобрелись магические словесные и мелические потоки (литургии, таинства и все тексты предания), которые уже не называют и не создают, и не отводят зрение, а увлекают своим течением. Они соединены уже даже не сверхфразовым единством, а сверхтекстовым, когда тексты лепят внутри себя объекты, живущие только в них и производящие впечатление реальных. Их волшебство, подхваченное и доведенное до совершенства светским искусством, основано на том, что внутри потоков любые сложности становятся понятными, не упрощаясь. Нет в мире других способов выхода от сложного к еще более сложному, протекающих без потери возможности понимания. Более того, именно там, в странной обратной удаленности от оснований и опор, лежат ключевые сущности. Не показывает ли это, что мир держит свои основания в виртуальном, то есть, не выше, но и не ниже доступного нам этажа, а просто в другом, слое реальности, доведенном до онтологической симметричности. И основы эти можно пережить не в простоте, а в сложности. Если не открещиваться от такого положения дел, то уже не будут казаться наивными случаи объяснения «со стороны», которые только маскируются под объяснения. На самом деле это реинсталляции сущностей, внушающие состояние понимания. Так добыты объекты зрелых религий. Так возникают фундаментальные объекты философии, которые можно только понять, но нельзя объяснить.
Размеры скачка от витального к духовному уровню несомненно больше, чем от физики к органике. Поскольку он - чистая выдумка. С его симулятивностью, вымышленностью и иллюзорностью трудно смириться, но история обживания уровня не дает ни малейшего повода для альтернатив в оценках. «Вначале был вымысел» - резюмирует свой духовный опыт П. Валери[2]. Другое дело, что здесь не место абсолютно произвольному. Срабатывают только точные вымыслы, порождающие особые состояния сознания, которые можно окрестить «иллюзиями». Со вкусом придуманная онтология не может быть фальшивой. Ложной бывает только безрезонансная онтология. При резонансе сущности системы становятся видны воображению и умозрению. А подделка состоит не из интуиций, а из определений, из которых следуют решения, содержащиеся неявно в самих постулативных дефинициях. В то время как резонансы дают неформулируемые переживания.
Сакральные системы не ищут явлений, которые поддаются описанию, а особыми писаниями вызывают явления. Онтология духовного этажа в координатах всех разработанных систем мира состоит из иллюзорных образований. «…любая цивилизация творит ложное, из которого сама стремится возникнуть» (П. Валери, там же). Опоры в цитате оцениваются как ложные при нормировании аристотелевой логикой. На практике иллюзии составляют корпус наиболее мощных элементов этого этажа. Ядра иллюзий абсурдны для логики и смешны для интеллекта. Но они обладают «естественными» связями с виртуальной (абсолютной, по ведийской терминологии) компонентой реальности, резонанс с которой переживается. Вот это переживание и есть полная опорная иллюзия, которая, в свою очередь, учреждает начала ментальной динамики. Стартовав от переживания, соблазненное лакомством иллюзии сознание раскручивает свои игры, в узлах которых можно получить доступ ко всем сущностям, к которым привело нас это проникновение. Сущностью, таким образом, является вот эта странная, полученная в конце всех усилий целостность, которая держится на иллюзии, не являющейся сущностью. Роль иллюзорного так велика и определяюща только потому, что от работы с образованиями этого рода целиком зависит духовная реальность. Призраки и привидения социальных и культурных систем придумываются, возникают и работают не только в их онотологии, но и в их феноменологии.
Художники рисуют не объекты, а их матрицы, которые могут вызвать акт соединения с их же виртуальной частью. Абсурдные ритуальные шоу производят ту же работу. Они создают целостный мир, который не требует объяснения, поскольку сам себя дополняет своей абсолютной компонентой. Целостные создания в динамике теряют стартовую иллюзорность, получая фундаментальную эфемерность. И если не идти от искусных иллюзий, если не начинать движение от них, то лишенные виртуальной компоненты объекты станут иллюзорны уже в психологическом плане, а не в онтологическом. Они сразу же обнаружат свою сенсорную кажимость и обманчивость, как элементарную ошибку восприятия. И только искусственная реакция синтеза с виртуальной частью, разыгрывающая принцип усложнения, дает объекту реалистическую твердость. «Ложное служит опорой истинному» (П.Валери, там же).
Вот эти забросы в недоступную нам виртуальную область могут производиться не только при помощи преобразования существующих объектов в матричные формы, но, в основном, путем конструирования чистых искусственных форм, которые обладают резонансными возможностями. Самоинсталляция духовных сущностей происходит в обоих случаях. И существование резонансного потенциала отличает духовный этаж реальности ото всех других.
Духовность диффундирует в обыденную реальность в двух техниках: при помощи чистых сущностей (как в религиозных технологиях) и при помощи удачных смесей, соединений и композитов. Светская жизнь способна подниматься до уровня духовности только потому, что некоторые сложные смеси становятся целостностями и получают свойства чистого продукта. Так целостно вино в составе символа, так целостен человек в моменты духовного подъема, так целостны удачные соединения сладкого с соленым и добра со злом.
Онтологическое Добро и онтологизированное Зло, до грехопадения не проявленные, а после – отделенные, но абсолютно невыносимые в чистом виде, в долгой практике вошли в растворы и соединения, и стали доступней и даже дали чудесные смеси. Искусство смесей развилось на христианских опорах и становится все совершенней и привлекательней, а, навеки застрявшая в собственной правоте, церковь проигрывает культурной матрице все больше душ.
Малая плотность иллюзий в социуме вырабатывает слабую реальность. Поэтому социум умножает сущности, которые, соединяя несоединимое, ведут его к гармоническому состоянию, усиливают горизонтальные признаки связности. И в этих хлопотах реальность укрепляется не разоблачением иллюзий (по ведическому имперсоналистскому рецепту). Пройти к Брахману со стороны предметов нельзя, потому что впечатления от них являются экранирующими иллюзиями (в терминах трансцендентальной иллюзионистской модели). Но если зайти со стороны искусственно вызванных иллюзий, отсылающих не к предметам, и воспринимаемых не органами чувств, а внутренним зрением, то можно попасть в область Единого. Это особого рода неконвенциональные формы, выполненные из слов. Они могут быть созданы в качестве виртуально-активной копии существующих объектов, а могут быть вылеплены ресурсами фантазии. Эти формы производят не впечатление, не рефлексию, а прямое переживание, неожиданное и абсолютно новое для реципиента. На этих переживаниях строятся иллюзии - устойчивые состояния, структурирующие все текущие акты «нормального» восприятия.
В вайшнавизме, взятом в самом широком и неопределенном смысле, действие метафорической оболочки заставляет сознание формировать громадную и сильную иллюзию, которая выводит своим нажимом в места, где мы оказываемся в виду Брахмана. Но на таком удалении от него, что его силы не опасны для нас, и вызывают только восторг. Брахман милосердно защищает нас от истин, которые смертельны в прямом восприятии. Воплощения Шри Кришны, не опасные для нас формы физически непереносимого бога, так же реальны, как и их оригинал. Почему же майя - прекрасное воплощение основания должна падать в цене от сознания, что за нею спрятана базовая реальность? Ведь эта реальность напрямую недоступна. Просветленные получают доступ не к ней, а к изысканным ее манифестациям. И неминуемо используют для кенозиса технику синтеза иллюзий, хотя представляют себе мир только ненадежной и искаженной иллюстрацией сущности.
Брахман насылает систему впечатлений, на которых мы строим свои иллюзии, формирующие наш чувственный мир. Мы же организуем встречное движение путем создания иллюзий для Брахмана, которого провоцируют эти синтезированные объекты (например, произведения искусства), и он вынужден наблюдать не те танцы, которые поставил сам, а те, режиссерами которых являемся мы. В ответ на эти провокации он посылает нам впечатления, которые не собирался напускать, невольно приоткрывая этой реакцией свой истинный мир во вторичных (резонансных) иллюзиях. Произведениями искусства и прочими удачными фикциями мы помогаем Брахману наполнить своими субстанциональными энергиями материальный мир, который имеет слабую духовную проводимость, и порывы Брахмана рассеиваются и вязнут в сопротивлении «материалов» на нижних этажах природы (и человеческой природы в том числе). Искусство же создает каналы проводимости, по которым эманации перетекают без ослабления, наполняя реальность иллюзиями более высокого статуса, чем атрибутивные. Иллюзии высшего порядка создают «мистические инициации» (У.Эко), которые приближают нас к непроявленному свету здесь, без ампутации тел и растворения душ. И искусство является причиной усиления света и проявлению вожделенной «истинной» реальности. Мы «играем» в мире не праздно, а заинтересованно, для того, чтобы узнать по каким правилам играет мир. Инструментом же наших игр является искусство. Искусство организует «проявление посредством сокрытия» или «сокрытие посредством проявления», в терминологии Радхакришнана, или состояние «инобытия» (сущности, духа или идеи), по Гегелю, или состояние «иносказания», по Бахтину. Состояние лоцирования откликов, скажем мы. Нас окружают объекты существующие, постулируемые, синтезированные и резонансные. Их темперированная система наполняет нечто, что от наполнения становится еще и умозрительным пространством, в котором можно устанавливать нужные расстояния, находя расстановку мест всем объектам для каждого состояния души. И вот эта операция угадывания дистанций (передвигания, задвигания и выдвигания) является важнейшей в синтезе реальности. От того, как все эти объекты расставились (от системы дистанций) зависит переживаемая нами иллюзия. Здесь нет общей глубины, в которой залегают истины, а только отдельные конфигурации элементов, испаряющие при облучении их энергией внимания нечто настоящее, а не придуманное. Таким образом, мы сводим познание Брахмана к оперативной технике контакта с его структурами. Мы наугад активируем эти структуры (ничего о них не зная) энергиями своих диких вербальных построений, затем извлекаем бинаризмы вторым шагом и только на третьем шаге преобразований материал связывается библейской глиной и становится мыслимым. Первый шаг является фактически сканированием Брахмана, получением сведений о том, на какие наши действия он склонен отзываться. То есть, опять же, диалогом. Это знание и будет для нас единственного рода информацией о его структуре. Спрашивать Брахмана о том, как обстоят наши с ним совместные дела можно только при помощи очень сложных сигналов типа лирических стихотворений или райских мелодий.
Только исполнение резонансных иллюзий срабатывает и сообщает жизни потребительскую скорость. Такие иллюзии не скрывают и проявляют реальность, а парадоксально основывают ее, порождая, естественно, переходный абсурд, но выводя на следующих шагах к смыслу. «Отличительная черта барокко заключается и не во впадании в иллюзию, и не в выходе из нее, а в реализации некоторого явления внутри самой иллюзии или же в сообщении ей некоего духовного здесь-бытия, возвращающего ее частям и кусочкам какое-то совокупное единство» (Делез). Мир максимальной реальности возникает из следствий, а не из причин. Максимальной реальностью мы называем «свежую» реальность, полученную «здесь и сейчас» описанным провокативным способом. Мир же твердых объектов стар и затерт наваждениями восприятия и ошибками интерпретации.
Согласно Ж.Делезу[3] стили европейского мышления с 17-го по 20-й век изменялись вслед за изменением отношения к иллюзии. В 17-м веке центральной была забота об устранении опасности ошибки вообще. В 18-м веке началось осуждение иллюзий на том основании, что разум не только окружен иллюзиями, но и сам их производит. В 19-м веке технологии мышления были озабочены последствиями иллюзорности: дела велись так, чтобы не просто избежать иллюзий, но не делать под их давлением глупостей. В 20-м веке, похоже, в общем смещении к технике получения смысла из абсурда, основной стала проблема придумывания удачных иллюзий. А.Бадью назвал 20-й век веком поэтов[4], творцов сложной иллюзорности, занятых только разработкой техники хождения в виртуальную реальность (в субъективность) при помощи неограниченного конструирования новых спасительных иллюзий, снятия с иллюзий функции психологического заблуждения и использование в духовных актах их опорного и креативного потенциала.
Сакральные иллюзорные онтологии отличаются от светских только рационом, поскольку их ресурсы фиксированы догматикой и связями традиции. Религия обходится одним стилем форм, потому что основана на максиме «для понимания мы нуждаемся в вере». Литература пластична потому, что держится на принципе «для понимания мы нуждаемся в технологии». Но, как и в светской духовности, в религиях все следствия реальней причины. Потому что причина (опора) – только резонатор будущих метафорических наслоений, которые получают генетическую активность действием виртуальных откликов.
Тело в одушевленном состоянии гипотетически представляется уникальным местом, где сходятся бытие и существование, материальное с виртуальным. И душа жива только при исполнении этой своей основной работы по соединению двух мировых компонент. Соединение это нестойко и невыполнимо без инструментов до такой степени, что сложилось мнение, будто бытие бежит существования, и что это закон. Но при удачно угаданном катализаторе реакция синтеза идет, и идет бесплатно, и столько раз, сколько захочет тело. Природа, скаредно калькулирующая все процессы физического уровня, становится вдруг невероятно и беспричинно расточительной в сфере синтеза двух составов: предметности и мистики. Мистическая субстанция только в точных соединениях становится доступной переживанию. А произведения искусства – катализаторы синтеза, делающие прибыль на прорыве в зону чудес.
У каждой культуры есть своя атомарность, но все атомарные фигуры встроены в онтологический этаж и ниже его ничего подобного нет. Ниже распоряжается зоология, атомарность которой уже не полностью придумана, но и не сводится к молекулярному уровню. Она где-то между хромосомой и ветхозаветным големом до вдохновения. Основополагающие образы, метафоры и даже целые книги выполняют атомарные функции в онтологиях сакральных и культурных систем. Их сопряженная кинетика поднимает над собой эфир иллюзий, способный не просто заполнить пустоту сознания уникальными единицами представления, но и населить ее в меру неопределенными духами. Материализующаяся в этих процессах реальность подернута, как и полагается, дымкой. Точный дефект фокусировки создает ту степень загадочности, которая открывает природу ее же притягательности (как портрет Моны Лизы, где Леонардо хитро расфокусировал проекцию). И был бы тут рай иллюзорной полноты, если бы борьба за наведение оптической резкости на предметы и семантической однозначности на связи и обстоятельства не накликала злых духов, останавливающих начавшееся толчком от онтологических опор подъема к Единому, которое выступает только в конце размаха. Так, судя еще и по технологии умозрения, Единое лежит не в основе, а в результате. Но уже от него нет ясных средств вернуться назад к онтологии, потому что оно обладает критической степенью расфокусировки репрезентации. Нет здесь привычной и модной отрицательной обратной связи между причиной и следствием. Тут мощность иронии панорамного взгляда распыляет священные окаменелости воображения.
Элементами онтологического слоя являются ядра иллюзий. Зародыши процессов переживания актов соединения души с телом. Первым таким промаркированным ядерным образованием, пущенным в теоретический обиход, был симулякр. Уродец в клане понятий, с пустотной сущностью, своей игрой в текстах отсылающий неизвестно к чему. Симулякры в компании с интенциональными объектами не удваивают реальность (как его удваивают знаки семиотики), а соединяют ее «тело» с ее «душой». Этот тонкий, ценный и чудесный синтез не в состоянии стать под дискурс, он - практическое действие, результаты которого непредставимы. У синтезированных созданий нет общих наказаний и наград в разных парадигмах. Есть системы мира, в которых таких единиц не может быть, есть такие, где они получают комическую оболочку, есть такие, куда они входят ретроспективным способом, рядясь под что-то другое. Казалось бы, прав Э.Бенвенист[5] со своей лингвистической концепцией, в которой «действительность производится заново при посредстве языка». Но язык бессилен это сделать только словарными и понятийными мощностями, лимитированными ограниченным набором элементов. Действительность становится реальностью только там, где язык превращается в загадочные текстовые потоки, в которых заводятся иллюзии. Где он и не язык уже, а вербальное течение, поглощающее и грамматику, и синтаксис, и логику. Где структурная пластика загадочно обеззначивает слова фабулой, как музыка обеззвучивает звуки мелодией. Онтологический уровень духовной сферы имеет в своем составе и систему опор, достаточную, чтобы заложить источник бесконечных вербальных потоков. Эти композиты способны увлечь за собой сознание в места, где оно никогда еще не бывало, да и понятия не имеет, как туда попасть. Произведение не просто показывает ему дорогу, а затягивает и несет. А места эти прекрасны тем, что в них привычная затратная энергетика нижних этажей вдруг становится сказочно рентабельной. Переживание чувств, которые внушают эти места, сопровождается прибылью энергии, в отличие от мотовства претерпевания эмоций. Книжные формы любви и радости дают столько же, сколько отнимают концентрированная эротика и физиологический комизм. И это только потому, что чувства переживаются внутри мощных потоков вольных прихотей, а эмоции - в пустыне вакуумирующих потребностей. Приращивать душу в духовных капризах прибыльней, чем тратить ее в изматывающих страстях.
Духовных систем множество и они не соединимы. Нельзя создать промежуточную систему с суммарным набором сущностей, потому что скрепляющие системы тела обмена и витализирующие призраки не универсальны. Но уже наметились в практике и активно теоретически осмысливаются усложненные, отличные от прямой рецепции способы взаимодействия. Испытываются различные виды переформатирования и диффузии в онтологических полях.
Возник, но недостаточно оценен, пелевинский путь - художественный способ введения восточных сакральных персонажей в христианские или в языческие состояния социума. Структура остается базовой, но онтологические полюса раздвигаются за критический зазор, когда их семантическое влияние теряет отчетливость. Расплывчатое и приблизительное контурирование в окрестностях дает устойчивую степень свободы для ввода чужих сущностей с восстановлением аллюзивной энергетики художественными средствами.
До сих пор свежо тревожит булгаковский эксперимент по переформатированию – перераспределению амплуа центральных сущностей (Сатана перестает косить под абсолютный негатив, а Христос выставляется на кон неоднозначной личностью с запутанной биографией). При этом онтологические полюса остаются на фиксированном расстоянии, но изменяется структура связей и становится возможным введение новых сущностей ветхозаветного прикида (Азазелло, Абадонна) и даже вовсе нехристианского (Фагот, кот Бегемот). Такая деформация сетки отношений приводит к тому, что в системе заводятся активные свежие призраки, более поддающихся приватизации и больше говорящие душе, чем окаменевшие старые. Причем говорящие не ересь, а незнакомое о невероятном действительном объеме насильственно стабилизированной системы.
В социальный онтологический слой призракам других систем не пробиться. Слишком большие мощности отданы там защитным средствам. Нечистые социальные силы закрывают систему, поэтому функциональность вмешательства очень низка. На теоретическом поле славянские рецепции ведийских идей забавляют индусов и деморализуют самих славян. Но в экспериментальной сфере культурных систем взаимные забросы не только возможны, но и спасительны. Онтологический базис ноосферы является только инструментальной предпосылкой реальности. Литература создает экспериментальные микшированные типы онтологий в рамках данной культуры. В их пластичную матрицу можно мастерски встраивать любые элементы из базиса других систем культур или религий. И это может стать формой безнасильственного и даже терапевтического вторжения, проводимого в стиле эстетической и онтологической расчетливости.
Разомкнуть закрытую культурную систему можно путем соединения ее с общекультурным полем не по законным филологическим трассам, а накоротко, через тыловые пространства. Идя от фундаментальной условности оснований каждой системы, онтологическая пропасть может быть шунтирована на литературном ярусе культуры.
Духовная экспансия не удается в форме прямой аналогии с демографической. Переселению образов противится инерция самосохранения цивилизаций, с которой следует считаться. Но социум предохраняет себя одинаково слепо и энергично и от повреждающих шагов грубой культурной интервенции и от чудесной энергии собственного развития. Локальное пуританство является тем балластным движением, которое увеличивает устойчивость любой и каждой культурной системы. Но почему бы не сыграть на развитии? Нельзя открещиваться от выгод развития, как от кладбища мутаций. Эти процессы не аналогичны. Мутации топорны и компрометируют основания. Развитие артистично и обнаруживают бесконечный потенциал усложняющихся начал, руководит распределением онтологических инстанций, исходя из интересов гораздо более общей игры, чем игры сохранения. Ведь, несмотря на принципиальную условность, духовный онтологический слой обладает немыслимой принудительностью, «властью автономной законности» (Бахтин М.М.). Онтологический потенциал питает динамику иллюзий. И эта машина работает! Это уровень, где идеи соединяются в общем потоке, где их канонические формы размываются в пневматических движениях. Он далек от «истоков» и вечных начал, он непоправимо впереди нас теперешних, и дает средства для того, чтобы научиться при работе сознания избавляться от самих себя.
Светская духовная практика прежде теории указала пути взаимовыгодных культурных контактов. Литературные персонажи обладают изумляющей способностью не только увлекать воображение, но и выходить в символический слой социума, используя тело и душу читателей. Социальные приключения Дон-Жуана, Отелло, Гамлета, Дон Кихота, Вертера и многих других виртуальных персонажей давно начаты и продолжаются в практически любых культурных системах, даже не изоморфных оригиналу. Но эти странствия реализуются в сложнейших формах, проходя через национальную, а затем интимную интерпретацию. Искусно переформатированный «русский» Гамлет, производит неземное впечатление и даже становится опорой для ждущих чуда от самих себя русских душ. Русские Чайльд-Гарольды, эти позеры, поставляли аттракторы для атмосферы взросления целых поколений. Но индусские Обломовы, не сходя с места, могут начать эпидемию этой технологически близкой социальной позы. Для благодатного торможения, потому что быстрая жизнь превращает иллюзии в бесплодные симулятивные знаки.
Используя это эффективнейшее свойство персонажей, сближение культур следует вести через ситуации деликатных контактов индусских и импортных виртуальных персонажей. Причем стоит даже пожертвовать имиджем неприкасаемости важнейших сакральных лиц ведийского пантеона. По большому счету все они - служебные силы одинаковой генеральной цели, но без переформатирования они некоммуницируемы.
В религиозных текстах, как правило, беседуют всемогущий с бессильными (Кришна с Арджуной, Христос с апостолами…). А пусть поговорят равные (Кришна и Христос, Будда и Конфуций), сами распорядители разнокачественной энергетики. Это должно быть интересным не только в модусе интеллектуального кокетства. Не в этом ли смысл всех попыток контакта, понимания и взаимостимуляции культурных систем? Шри Кришне явно надоело говорить с Арджуной об одном и том же. Почему бы ему не потолковать о свойствах разных сортов вечности с другими духами высшего ранга – Христом и Сатаной, Аллахом и Иблисом, с Ормуздом и Ахриманом, на худой конец, с достаточно знатным демоном Асмодеем. Только не о том, какой сорт лучше, а о том, что это такое. Потому что есть уровень, где линейная и циклическая формы вечности имеют одинаковую косточку внутри. Так можно заново пережить истины, и не в их релятивности или антитетичности, а просто в контрасте. Такое перетирание идей абсурдно не более, чем сами изолированные идеи абсолютного смысла. Ведь не обязательно беседовать в демонстративной позе адептов. Можно принять расслабленную филологическую позу, или сыграть даже фамильярность медийных персонажей. И опираться на принцип: на уровне сакральных онтологий все боги разные, а на уровне результатов действия религий все боги это один бог.
Мыслящее европейское сообщество в районе последней смены тысячелетий перешло от лингвистического мышления аналитической философии к филологическому, и даже к модификации поэтического. Поэтому напрямую осваивать рынки славянской ноосферы с антикварной фонетической техникой мышления (звучание имени Кришны – это он сам) на руках, которой до сих пор пользуется ведический мир, бесперспективно.
Художники со своей стороны давно учредили инструментальную диффузию идей «со взломом». Их трудами увеличивалась открытость обедняемых насильственной изоляцией сакральных систем. Их профессиональное мастерство шло на обмен поголовьем интенциональных объектов и привидений иллюзорных царств в опоре на естественный полигенезис. И все продолжается на виду и сейчас, увеличивая интенсивность бифуркаций в онтологических угодьях, которые опрометчиво недооцениваются.
Бродячие философы и легкомысленные романисты уравнивают шансы систем в плане синтеза влечений. Потенции получают форму интенций только специальным образом: через дополнительное понимание, в котором соединяются слышание эха, предчувствование, умственное осязание, интуитивный вкус, ретроспективное обоняние. И такой тонкой чувствительностью обладают сильные художники всех этносов.
Пускаясь в более произвольное рассуждение, можно предположить, что соблазненные эффективностью работы бродячих идей и персонажей, древние боги тоже тронутся из алтарей. Бродячие боги уподобятся Христу и Будде, то есть авторитетам с нормальной партикулярной биографией. Для этого путешествия им придется сменить храмы на скинии и показать весь свой потенциал очарования. Ритуальным перформансом и мудрыми рецептами тут уже не возьмешь. Они разбредутся по романам и новым социальным сказкам… Пусть даже с понижением в чине. Но настоящая служба на новых землях должна развиваться по порядку следования имиджей.
Следовало бы заложить неортодоксальные приключения Кришны в русскоязычном профаническом логосе. Игры Кришны на поле, уже заселенном туземными призраками. Приключения прививочные, для рассевания западающих в душу виртуальных воплощений с постепенным ростом их статуса до уровня интенциональных объектов. Новая жизнь Кришны без сияния и макияжа (без эстетической полноты) могут наработать сопровождающим его ведийским персонажам творческую биографию в русской вербальной среде, переведя их в атмосферу других ароматов. Произвести пересотворение собственного эстетического контекста, из грандиозности «обрамления» которого невозможно трансцендировать и «душа застревает в красоте оформления вместо того, чтобы возноситься к небесам» (А. Секацкий).
Живая энергия вкладывается в любую теорию и во всякое действие только при условии наличия веры в то, что такая теория возможна, а движение имеет смысл. С такой верой основалось движение «Сознания Кришны», и этого было достаточно для начала. Но сейчас движение имеет на руках громадный опыт контактов и нуждается в осмыслении этого материала, а также в корректирующей рефлексии. Кришна пошел по миру вовремя, но банальным миссионерским способом. И такой путь отпугивает окаменелостью предлагаемых художественных форм, отсутствием пластичности. Поэтому расширения территории не получилось. Из общего числа потенциальных адептов уже полностью выбрана малочисленная часть соблазненных экзотикой состояний сознания. Но это и все. Серьезное вторжение богов возможно только на лирических полях. Они обязаны зайти со стороны иллюзий, поскольку реальность технична по способу своего явления. Технология должна быть не только принята субъектом, но и одобрена со стороны. На личность в сценарии доступа к эзотерике должно смотреть множество сочувственных и снисходительных глаз. И везде, во всех оригинальных личных движениях кто-то другой обязан быть заинтересованным. Субъект не может полностью изменить жизнь по чужим каноническим лекалам. Он осужден от всей души экспериментировать с диапазоном собственной чувствительности и получать от этого новые личные возможности. Он хочет чувствовать себя актером в той систематической реальности, где игра является вознаграждаемой добродетелью, а не опасным подвигом. Прямое же принятие вериг нового сознания (например, сознания Кришны), делает адепта изгоем в родной социальной среде. А этот дискомфорт - один из самых труднопереносимых. И только в романах может быть организована безопасная и творческая среда для роста сознания.
Игра может вывести на уровень, на котором язык уже не работает фонетически, подняться над горизонтом, где обычные рецитационные ключи впускают только в каноническую реальность. И там, где завелась мощная апория в теологии восточного православия можно поймать движение на свободной валентности. Именно там, где формальные запреты остановили душевные движение навсегда. Там, где догматический абсурд, превратившись ненадолго в светлое место, вдруг дал не растворимый техникой христианства осадок, вторичный абсурд. Эти страшные безжизненные места, производящие депрессию семантики, аутентичная практика изолирует и обходит по далеким окрестностям. Этот стопор запрограммирован узостью угла зрения, недостатком виртуальных привидений. Рекрутируемые ведийские персонажи решили бы дело в позитивной перспективе. Подсказали бы не только во что вложить свое время чтения, но во что инвестировать навеянные жизненные интуиции.
В ведической цивилизации кондовые поэтические потоки сосредоточены в «Махабхарате». Она является «средством» участия в символической реальности духа нации. Ее ознакомительные переводы для англофонов, франкофонов, русофонов и пр. не решают дела. Разумное перспективное отношение к этому гигантскому «осевому» произведению можно пояснить на аксиологической модели. Цивилизация живет, конечно же, ценностями, а управляется смыслами. Ценности легко объективируются и принимают в культуре священную (или музейную) форму. Но тогда они теряют способность производить оперативные смыслы, которые изменяются быстро, практически в масштабе периода жизни поколения. Освященные ценности культуры опасно превращать в сокровища, мешающие контактам сакральной и профанной реальностей. Они должны оставаться капиталом и производить прибыль в виде смысла. Метафоры устаревают так же, как шутки, только в другом темпе. Возраст метафоры является ее негативным параметром, отнимающим у нее способность расширять чувствительность исполнителя. Чтобы избежать этого, «Махабхарата» диффузией своей сюжетики должна участвовать в обороте обновляющихся художественных форм, оставаясь только опорным явлением, не боящимся вольного цитирования, перефразировок, и даже пародирования. Этих креативных процессов не стоит избегать на собственном культурном поле, и, тем более, осуждать их появление на чужих полях, потому что система развивается при насыщении вариациями, а не объективациями. Напротив, возбуждение нового интереса к неизбежно кальцинирующимся, потерявшим мистическое свечение текстам эпоса и производства на их основе модернизированных ремейков, стилизованных пересказов, художественных перекодировок может стать актом не только простой миграции исходных ведийских мотивов, но и формой трансгрессии (в смысле Бланшо[6]) самой культурной системы. А это важнее проблем линейной интервенции. «Махабхарата» до сих пор выполняет функции национального онтологического массива. Мир, который она поддерживает, бесконечен не на стадии производства, а при последующем ветвлении смыслов и представлений. Охранять аутентичность «Махабхараты» вовсе не значит останавливать ее действие на фазе диффузии метафор, не допуская последующей фазы неустойчивости сознания. Все настоящие произведения искусства чрезвычайно странными путями участвуют в мыслимом. Поэтому нет смысла хранить верность единственно правильному состоянию мышления, погружаясь в тексты «Махабхараты» одним и тем же на все века способом.
Подведем несложные итоги. Онтологический и сущностный слои духовного этажа разнесены по ярусам в геометрической модели, различаются функционально в причинно-следственной схеме и связаны операционно в технологической карте. Онтологический слой искусственен и иллюзорен. Но он при запуске своих средств вызывает сущностный отклик, объективирующий бесспорную и истинную реальность. Такая реальность является действительностью в присутствии божества (Христа, Будды, Кришны...). Реальность, в которой не просто есть бог, но в которой находимся мы в его присутствии, под его взглядом. Это другой, не иллюзорный мир. И, таким образом, доступ к истинам обеспечивает не модель мира (модели только объясняют мир, а иллюзии создают его), а технология спонтанного «вызова» реальности. То есть, практический театр, а не моделирующая театральная лексика, работающая в иллюзионистской модели. Театр, в котором нас преображает игра богов, делая нас подлинными и реальными. Мы становимся другими в присутствии ярких артистичных личностей, и мир становится другим, когда они рядом. Тем более нас преображает и поднимает присутствие аватар. Существующих в слове, обряде, искусстве.
Что касается анализа способов межсистемных контактов, выполненном в расширенном общекультурном контексте, то прямой, демонстративный вход в другие культурные системы без изменения собственной онтологической матрицы – самый бесперспективный ход. Догматизм не годится ни как художественный метод, ни как дискурсивная техника, поскольку, останавливая и то и другое на втором же шаге, приводит своими ядами к распаду смысла.
К сожалению, «интервенция» в форме художественного блефа – ментальный заброс с деформациями аутентичной онтологической матрицы не имеет прецедентов в ведийских светских выходах, но получил образцовый аналог в романе «Мастер и Маргарита». И транскультурный эксперимент подобного рода ждет своего бесстрашного автора.
Но, к счастью, фишкой процесса являются прецеденты автоконтактирования (с блеском проводимое уже упомянутым Пелевиным), встраивания импортных виртуальных персонажей в отечественные нарративы. Этот способ имеет максимальную эффективность, потому что синтетические тропы, как продукт этого внедрения, создают иллюзии неконкретного типа, дающие понятие о тех мощных духовных полюсах обеих сведенных систем, которые на уровне результата выходят к общему корню. Такая «подрывная» деятельность не нуждается в резидентах и миссионерах. Она выполняется космополитами, которым чужд принцип единственной и универсальной правоты.
Из осмысления этого бреда можно выйти, как ни странно, ободренными. В переусложненной смесями действительности становится меньше депрессивных зон, потому что существование в разнообразно заселенном призраками мире увеличивает вероятность найти своего терапевтического покровителя или свою нишу с вялыми и обаятельными духами, которые будут рады, что мы мудро сбавили скорость. И вернут нам все наши стартовые форы.
Мир не иллюзорен, он эфемерен, как показывает это высший этаж мира – биосфера, получившая крайнюю степень эфемерности в структуре ноосферы. Но в этой эфемерности вся прелесть и все надежды. Реальность мира гарантируется не его базовой устойчивостью, а перспективностью его превращений в новые миры. А иллюзии – главные аттракторы этих превращений.
Взаимные нелогичные гибридизации (поверх чисто ознакомительного переводческого процесса), реминисценции, проводимые мастерами языка, могут засеять онтологическое пространство обеих литератур привлекательнейшими инкубаторскими фигурами, витальная свежесть которых путем усиления реальности даст серьезный добор духовных территорий обоих народов. И эти гибкие процессы тайного засева (а не примитивного покрытия) удачно дискредитируют интеллектуальные виды вторжения (утопические иллюзии ума), которые без поэтической поддержки, без истинных иллюзий души только умножают недоразумения контакта.
Возможно, что основным приключением ведийской культурной струи в славянских вербальных потоках станет выход из тупика собственной «тяжелой онтологии» (единой онтологизации всего), разрыв экзегетического кольца и растворения инертных отложений интеллектуальной доктринальности, стабилизирующих это мощное культурное движение. И в этом реальном взаимодействии жизнь в перетолкованиях может смениться жизнью в развитии потенций. А инсценировки и реставрации прошлого перерастут в репетиции неизвестных версий будущего, потому что нет ничего безнадежней точно известной будущей реальности.
[1] Гартман Н. Старая и новая онтология // Историко-философский ежегодник. М., 1988. С.320-324. Перевод статьи Hartmann N. Kleinere Schriften. В., 1958. Bd. III. S. 333-337.
[2] Валери П. Об искусстве. Письмо о мифах // М., 1976. С. 141. // http://www.realyoga.ru/Portal/Library/1985
[3]Алфавит Ж. Делеза совместно с Клер Парне // http://klinamen.com
[4] Бадью А. Век поэтов // Журнальный зал: НЛО. 2003, № 63 // http://magazines.russ.ru
[6] Бланшо М. Траснгрессия // http://mirslovarei.com/content_fil/transgressija-1741.html