Оглавление

Юрий Николаевич МОСКАЛЁВ

Кандидат экономических наук,
г. Нижний Новгород

ДИАЛЕКТИКА И ЭКОНОМИКА (НА ПРИМЕРЕ ВЕДИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ)

Одной из наиболее популярных философских концепций бытия, в западной философии, является, сформулированная Гегелем, модель диалектической спирали. Она отражает принципы диалектики: закон отрицания - отрицания и переход количества в качество. Схематично она выглядит как спираль цилиндрической формы. Каждый цикл её закручивания отражает два выше упомянутых принципа (см. рис. 1).

Черн

Рис. 1. Спираль цилиндрической формы (Т – тенденция бытия).

         Сформулированная Гегелем модель практически полностью перекликается с законом следствия – причины в философии Бхакти йоги.

         Если данную модель применить в анализе следствия – причины социально – экономических процессов, то помимо названных параллелей, в санскритских текстах имеются более конкретные сведения о цикличности бытия. Продолжительность во времени от начала материального творения до его конца насчитывает 4 432 000 лет. Она делится на 4 периода (юги):

1) «Золотой век» (Сатья-юга).

Характеризуется праведностью, мудростью, религиозностью и фактическим отсутствием невежества и порока (длится 1 728 000 лет);

2) «Серебряный век» (Трета-юга).

В это время появляется порок. Век длится 1 296 000 лет;

3) «Бронзовый век» (Двапара-юга).

Длится 864 000 лет, наблюдается еще больший упадок добродетели и религиозности и возрастание порока;

4) «Железный век» (Кали-юга).

Длится 432 000 лет. Изобилует пороком, раздорами, ложью, лицемерием.          Руководствуясь приведенными данными можно уточнить диалектическую модель Гегеля. Согласно этим данным диалектическая спираль будет выглядеть не цилиндрической, а конусообразной, по ходу закручивания (см. рис. 2).

кон

Рис. 2. Спираль конусообразной формы (Т – тенденция бытия).

         В связи с этим интересен закон цикличности развития экономики, который рассматривается в современной экономической теории. В ней говорится, что экономический цикл состоит из четырёх фаз: подъёма, оживления; депрессии; кризиса. Природа экономического цикла не имеет единой теории, которая вызывала бы одобрение всех экономических школ. Эмпирические исследования показывают, что имеется тенденция уменьшения амплитуды колебаний деловой активности, т. е. расстояние по вертикали от высшей или низшей точки линии F до линии тренда Т (см. рис. 3).

ВНП2 copy

Рис 3. Амплитуда колебаний деловой активности (ВНП – валовой национальный продукт; t – время; F колебания деловой активности; T – тренд (тенденция ВНП).

         Эмпирические исследования вполне логично вписываются в философский аспект шастр. Налицо ускоряющийся нисходящий следственно - причинный процесс динамики бытия. Данные сравнения наводят на мысль о взаимосвязи нисходящего цифрового ряда в Бхаговад - гите и угасающей пульсации экономического цикла.

         В Бхакти йоге так же говориться о том, что в материальном творении всё имеет рождение, функционирование, побочные эффекты и конец. Данный принцип так же заложен в современной экономической теории при исследовании жизнедеятельности фирмы.

         Это так же справедливо и к различного рода учениям, среди которых религиозные – не исключение. С этой позиции вполне объяснимым является множество различных религиозных концепций.

         Если посмотреть на религию как на современную идеологическую составляющую общества, то можно выделить четыре крупных религиозных направления: 1 Индуизм; 2 Буддизм; 3. Христианство, 4. Ислам.

         Несмотря на внешне, казалось бы, противоречивую позицию неизменности Абсолютной истины и необходимости учитывать изменяющиеся условия материального бытия, всё подчинено единому замыслу – дать человеку возможность придти к счастью и процветанию.

         Ведическая философия говорит о том, что в любом учении, даже в материалистичном, есть та или иная доля Абсолютной истины. Одним из аспектов следования Бхакти йоги является выработка способности определения истинности и ложного в окружающей нас действительности.

         Из выше сказанного можно предположить, что Ведическое направление содержит наиболее раннее учение об Абсолютной истине и таким образом является наиболее развёрнутым, менее подверженным редакции места, времени и обстоятельств, с точки зрения формальной подачи знания. Однако это вовсе не значит, что причисляющие себя к данной традиции, автоматически находятся в более привилегированном положении.

         Религиозность от атеизма отличается следованиям указаниям Богооткровенных учений. В вайшнавской философии так же имеется положение неосознанного преданного служения. Таким образом, невольными последователями Абсолютной истины могут быть и материалисты. Здесь большое значение имеет аспект благочестивой кармы.

         Наличием множества религиозных направлений общество обязано постепенному выхолащиванию из того или иного учения преданного служения Абсолютной истине, Подменой его политической или экономической деятельностью.

         Все выше упомянутые религиозные учения сформировались при соответствующих месте, времени и обстоятельствах.

         Современные последователи Бхакти – йоги утверждают, что в настоящее время человечество живёт в железный век, как было выше сказано его продолжительность 432 тыс. лет. Прошло 5 тыс. лет этого периода.

         В санскритской литературе говориться о 10 – и тысячном вкраплении золотого века. Отсчёт данного цикла начинается с 1486 года. Эта дата является годом явления Золотой аватары Господа Чайтаньи. Данное воплощение господа обновило концепцию Бхакти – йоги, тем самым, положив начало 10-тысячному циклу Золотого века в рамках железного периода.