Алексей Станиславович ТИМОЩУК
Доктор философских наук,
профессор кафедры гуманитарных дисциплин
ВЮИ ФСИН России, г. Владимир
Р. ТОМПСОН – НЕСТАТИСТИЧЕСКИЙ МАХАТМА (1947 – 2008)
Ричард Л. Томпсон (Садапута даса) родился в 1947 г. в Бингхамтоне (Нью Йорк). В 1974 г. он получил степень доктора наук по математике в Корнуэльском университете, по специальности теория вероятности и статистическая механика. В дальнейшем он занимался квантовой физикой и математической биологией в Государственном университете Бингхамптона (Нью-Йорк), Кэмбридже (Великобритания) и Институте Ла Джолла (Сан-Диего, США).
В 70-х годах, Р. Томпсон, тогда начинающий учёный, пришёл в центр Сознания Кришны в Бруклине. По воспоминаниям Джайдвайта Свами: «В первый же день нашей встречи, он забросал меня вопросами о сознании, Бхагавад-гите и следствиях из уравнения Шрёдингера»[1]. Молодой учёный продолжал приходить в храм и задавать вопросы.
В 1975 Бхактиведанта Свами, основатель Международного общества Сознания Кришны, создал Институт Бхактиведанты и Р. Томпсон, к тому времени получивший при посвящении имя Садапута дас, вошёл в число учредителей. Он решил не только посвятить себя развитию Сознания Кришны, но и занял свой ум проблемам соотношения ведического и научного подходов. Так он нашёл свой путь «одухотворённой» науки, исследуя теории биогенеза, археологии, эволюционной биологии, искусственного интеллекта, квантовой физики, космологии, парадоксы времени и пространства. В своих изысках Р. Томпсон не игнорировал информацию о когнитивных и физических пси-явлениях: ясновидение, телекинез, телепортация, НЛО, полтергейст и пр. Однако он никогда не спекулировал на почве недокументированных фактов и всегда подводил пси-явления под рациональную основу.
Помимо статей, примирявших ведическую и научную картину мира, Р. Томпсон публиковал также технические статьи по проблемам математической статистики, оптики и автоматизированных систем в ведущих научных журналах, например: «Визуальное восстановление позиционирования в реальном времени с использование трекинга линий в многократных камерах»
В 80-х годах Р. Томпсон выдвинул гипотезу: если археологическая летопись Земли подтверждает идею эволюции человека из низших форм жизни, то не является ли эта летопись искусственно отобранными артефактами? Остальные находки могли быть отфильтрованы, чтобы не противоречить эволюционной биологии. Если это так, то тому должны быть доказательства в археологической литературе, предшествующей общему признанию теории эволюции Ч. Дарвина. Эта гипотеза положила начало исследовательскому проекту, который Р. Томпсон предпринял вместе с М. Кремо. «Запрещённая археология» – это практически судебное расследование в 900 страниц, которое изобилует умалчиваемыми научными примерами древней истории человека на Земле.
Р. Томпсон является автором семи книг, в которых он расширяет наше понимание физического мира как исключительной эмпирической реальности. В книге «Механистическая и немеханистическая наука» Томпсон подробно рассмотрел механику зрительного восприятия, начиная с попадания света на сетчатку глаза, далее проходя по оптическому нерву и доходя до клеток мозга. Где же мы можем обнаружить сознание, среди всех этих химических соединений, потенциалов, нервных окончаний? – спрашивает Томпсон и приглашает нас рассмотреть сознание как немеханистическое явление, несводимое к синапсам, дендритам и нейротрансмиттерам. В своей последней книге «Майа, мир как виртуальная реальность», Р. Томпсон развивает концепцию физического мира как симулируемой установки. Садапута прабху также выпустил семь научно-популярных фильмов, где он широко использовал 3-D графику и анимацию для презентации ведической космологии и теории сознания.
В последнее время Р. Томпсон посвящал своё время изучению ведической космографии, которая обычно воспринимается как мифологическая картина мира. Позиционировав планеты в начале Кали-юги, сопоставив датировки ведического календаря с современными данными, сравнив диаметры планет, Садапута прабху смог продемонстрировать научный характер Сурья-сиддханты, обосновать легитимность ведической системы мироздания. Его толкование 5 песни Бхагавата пураны, наиболее древней и сложной части, является примером гениального следования традиции и её выражения на языке современной космологии. Тем самым он исполнил желание Бхактиведанта Свами Прабхупады, который прилагал неимоверные усилия по расшифровке 5 песни Бхагавата пураны. В своё время Шрилы Прабхупада даже проводил отбор среди учёных Индии на лучшее объяснение космологии 5 песни в современных терминах. Однако даже самый подкованный пандит не смог выразить идею космологии Бхагаватам. Именно поэтому Бхактиведанта Свами Прабхупада писал Сварупа Дамодаре: «Все наши доктора наук должны сотрудничать и изучать 5 песнь, чтобы сделать модель для Ведического планетария. Моё последнее решение следующее – Вселенная подобна перевёрнутому дереву корнями вверх. Все Вы, доктора наук, должны внимательно изучить детали 5 песни и сделать работающую модель Вселенной. Если мы сможем объяснить смену времён года, дня и ночи, затмения, фазы Луны и т.д., тогда это будет очень мощная пропаганда»[2].
Следует отметить, что Садапута прабху пошёл дальше всех в этом направлении. Долгие годы кропотливого труда, его знание 5 песни, а также профессиональная подготовка в физике и математике позволили ему прийти к завершённой ведической модели космоса, которую условно можно назвать «канделябр». Описание этой модели занимает 13 страниц и оно было представлено в середине сентября 2008, всего за несколько дней до смерти[3].
Кульминацией теоретического исследования должен стать величественный ведический планетарий в Маяпуре (Бенгалия), который действенным образом представит Сознание Кришны в контексте ведической космологии. Воплощением этой модели сейчас занимаются коллеги Р. Томпсона.
Избранная библиография
Монографии
Статьи для технических журналов
Отзыв на книгу Р. Томсона "Мех./немех. наука" от физика Е.Винера из Принстона
Отзыв на книгу Р. Томсона "Мех./немех. наука" от физика Б.Джозефсона из Кавендиша
[1] Jayadvaita Swami. A quantum loss: Article. September 24, 2008 // http://www.jswami.info/sadaputa_in_memoriam
[2] Bhaktivedanta Swami Prabhupada. A letter to Swarupa Damodara. April 27 1976 // Bhaktivedanta Folio.
[3] Hari-sauri dasa. Mahatma: Article. October 13th, 2008 // http://www.lotusimprints.com/new/blog/?p=274