Оглавление

Сергей Александрович МАТВЕЕВ

Общество ведической культуры «ВЕДА»,
г. Санкт-Петербург

МАНТРЫ: ИСКУССТВО СОЗИДАТЕЛЬНОГО ЗВУКА

Мантры представляют собой сакральные слоги, фразы, небольшие тексты, которые при правильной и длительной рецитации помогают достигнуть адепту поставленных целей. В основном, эти цели определяются как духовные, однако существуют мантры, направленные на достижение процветания, здоровья, успеха.

Систематизация мантр происходила в древних ведических ритуалах, оформлялась в священных писаниях. Древние мудрецы Индии изучали взаимосвязь между словом и мыслью, между формой и именем. С помощью глубокой медитации и интуитивного проникновения они постигали мир сверхличных ценностей, природу человеческого сознания и его связь со сверхсознанием. Они погружались в глубины человеческой психики и необъятные просторы вселенной. Они познавали исток жизни, цель существования и пути к всеобщему благоденствию. И в этом им помогала мантрическая практика. В «Рама-пурва-тапини» упанишаде сказано: «Оттого что она освобождает сознание, она называется мантрой». А «Пингала-Тантра» гласит: «Оттого, что она дает полное знание о вселенной, освобождает от рабства материального существования и приносит успех в духовной практике, она именуется мантрой».

Мантрическая практика неразрывно связана с практикой медитативной. Медитация освобождает сознание человека от эмоционально-психической скованности, скрывающей его творческие способности, и вносит красоту и совершенство в каждый акт взаимодействия с окружающим миром, пробуждая творческое отношение к каждому явлению окружающей действительности. В «Агни» пуране говорится: «Так как результат медитации дается Господом Вишну, следует медитировать на Всевышнего Господа» (274.11). Медитация является основой интуитивного озарения, которое заново открывает в человеке некогда утраченную способность, свойственную поэтам, художникам и детям, видеть в каждом цветке глубочайшую тайну бытия и превращать обыденную жизнь в священнодейство и мистерию.

Доктор Радхакришнан писал: «Индийская психология знает цену сосредоточенного созерцания и считает его средством достижения истины. Она полагает, что не существует таких областей жизни или ума, которые нельзя было бы понять с помощью методического упражнения воли и познания. Такие психические состояния, как телепатия или ясновидение не считаются ни анормальными, ни сверхъестественными. Ум человека имеет три аспекта: подсознательный, сознательный и сверхсознательный. «Анормальные» психические явления, известные под различными названиями – экстаз, гений, вдохновение, безумие – следствие сверхсознательной деятельности разума. Этими состояниями особенно занимается философская система йоги».

С помощью медитативного прозрения великие мудрецы восприняли вибрации, соответствующие различным проявлениям космического сознания и природных сил, и выразили их в форме мантр, которые с течением времени были записаны. Первые известные систематизации мантр присутствуют в «Атхарваведе» («Веде заклинаний», или «Веде атхарванов» – жрецов огня), где перечисляются заклинания, используемые в ритуалах победы над врагами. Практически все Веды можно назвать мантрами. Позднее стали появляться различные тантры, ориентированные на донесение до адептов различных мантр, необходимых для продвижения по духовному пути: «Саура» тантра, «Ганапатья» тантра и другие. Насчитывается более 30 шиваистских тантр и более 75 вайшнавских тантр, используемых как основные источники мантр. «Пурашчарья-арнава» утверждает: «Мантра – это Сам Господь, мантра – великое лекарство. Нет ничего выше мантры, дарующей успех во всем».

Некоторые невежественные люди считают, что мантру можно придумать. Но нельзя придумать мантру, так же как нельзя придумать дэвату (божество). Мантра существует вечно. Стоящий в темной комнате кувшин можно увидеть при вспышке молнии. И он не исчезает, когда вспышки нет. Так и мантра существует до ее произнесения и после него. Благодаря усилиям личности она становится явной в звуках. Буквенная шабда-мантра является проявлением Пара Брахмана.

Звук и образ, имя и форма не отделимы друг от друга. Причинное состояние тонкого звука, называется Шабда-Брахман, то есть, Брахман, являющийся причиной имен и форм, звуков и образов. Шабда-Брахман проявляется с целью творения в двух аспектах: 1) как шабда (звук), который посредством органов речи становиться произносимым звуком; и 2) как артха, образ всех явлений.

Шабда-Брахман есть сознание (чайтанья) во всех существах. Оно воплощается в форме кундалини и проявляется посредством четырех видов звука (пара, пашьянти, мадхьяма и вайкхари). Шабда-Брахман – источник всех мантр, и поэтому все мантры находятся в теле как формы сознания. Когда мантра полностью освоена, она создает в уме образ и оживляет соответствующие впечатления и отпечатки прошлого опыта.

Даже слоги мантры есть само божество. Шри Бхагаван сказал: «Я есть главный Риши всех мантр и биджа-мантр: из моего дыхания рождены Веды» («Нарада-панчаратра-антаргата-брихад-брахма-самхита»).

Эффективность мантры возрастает, если она повторяется и применяется правильным образом, сопровождается необходимыми духовными практиками. В любых ритуалах пение мантр само по себе уже является значительной духовной практикой. Религиозная литература всех религий содержит многочисленные рассказы о святых, получивших свыше сверхъестественные способности и достигшие освобождения (спасения) простым повторением мантр или молитв. Примеры удивительного воздействия мантр на человеческую жизнь можно встретить и сегодня.

Священные слоги нормализуют потоки энергии и сосредоточивают ум. Хотя мантрическую практику обычно связывают с Индией или Тибетом, даосы, например, также используют священные звуки на протяжении уже многих тысячелетий. Так, три наиболее эффективных слога, повторяемых даосами – оm (уравновешивает тело), аh (гармонизирует энергию) и hum (сосредоточивает дух). оm вибрирует между бровями, аh – в горле, а hum – в сердце. Эти слоги поются глубоким, низким голосом на долгом выдохе.

В Ведах, особенно, в «Ригведе», содержатся тысячи мантр. Как уже подчеркивалось, можно сказать, что любая часть ведического писания уже является мантрой. Эти мантры обладают огромной силой, даже если повторяющий не знает их значения. Полностью же осознающий значение санскритского текста увеличивает воздействие мантры во много раз.

Почему ведические писания считаются наиболее авторитетным источником мантр? В «Брахма-сутре» (1.1.3) говорится: шастра-йонитват («шастры суть источник познания Абсолютной Истины»). В комментарии Вьясы на «Йога-сутру» сказано: «Шастры, их высшая мудрость, которая пребывает в сознании Ишвары, и Его превосходство имеют вечную связь друг с другом» (1.24). В великой «Махабхарате» (книга «Шанти-Парва») утверждается: «Веды есть критерий истины для всего мира». «Майтри» упанишада подтверждает это: «Что провозглашено в Ведах, то истина; знающие живут тем, что сказано в Ведах» (7.1). В тантрических писаниях говорится: «Оттого, что она открывает значение всех шастр и объясняет смысл истинной религии, а также оттого, что она является высшим авторитетом для всех учений, она называется «Веда».

Таким образом, «Преданное служение, не основанное на писаниях, рождает только беспокойство в обществе» («Бхакти расамрита-синдху», 1.2.101).

Все ортодоксальные системы индийской философии признают авторитет Вед, считая их апарушейей (не созданных человеком). Веды формируют основу понимания того, что добродетельно, благочестиво. Они дают закон праведной жизни, очищая человека от всего негативного и пагубного, воспитывая такие благие качества как праведное поведение, готовность служить другим людям, приверженность истине, воздержание от насилия.

Основное назначение ведической литературы – передать знание о самосознании и таким образом привести человека к освобождению от страданий (мокше). Ведические писания содержат учение, которое ведет к истине, к свободе. Ведическое знание – это не сухое академическое знание ради знания, это не просто информация. Ведическое знание направлено на преобразование личности, на раскрытие истинной сущности индивида. Веды учат, что цель человеческой жизни не покорность страданиям, а стремление к непреходящему счастью. Ведические писания содержат знания о материальной природе, о духовном мире, о природе души, о том, как существа попали в этот материальный мир, о том, как из него выйти. Ведические писания очень велики по объему, только одна «Ригведа» содержит 1017 гимнов, «Махабхарата» состоит из 110000 шлок, а Пураны содержат миллионы стихов, каждый из которых, в сущности, есть мантра.

Известная мантра om tat sat («ты есть истина») указывает на трансцендентную реальность и на связь индивидуального и космического. Обычно она повторяется по завершению работы или молитвы. В «Бхагавад-гите» говорится: «С начала творения три слова – om tat sat – использовались для обозначения Высшей Абсолютной Истины. Эти три символических образа использовались брахманами, когда они пели ведические гимны, и во время жертвоприношений» (17:23).

Классические Веды состоят из четырех сборников: Ригведа, Самаведа, Яджурведа и Атхарваведа. Первые три содержат гимны и мантры; четвертый – магические формулы и заклинания. Эти самые ранние из известных священных индуистских текстов.

Некоторые ученые заявляют, что подлинными ведическими писаниями являются только первоначальные четыре Веды – Риг, Атхарва, Яджур и Сама. Однако сами Веды не разделяют этого мнения. «Чхандогья Упанишад» (7.1.4) называет Пураны и Итихасы пятой Ведой.

Сатсварупа даса Госвами пишет: «Для того чтобы иметь право называться ведическим писанием, писание должно утверждать ту же цель, что и сами ведические тексты. Ведические писания (шастры) составляют гармоническое целое с гармоничным итогом (сиддхантой). Следовательно, мы можем признать подлинным ведическим писанием любые работы, которые основываются на ведической сиддханте и не искажают ее смысла, даже если эта работа не является оригинальным священным писанием». Шрила Прабхупада утверждает, что Коран и Библия тоже являются ведическими писаниями, предназначенными для яванов и млеччхов, то есть людей, которым трудно выполнить ведические предписания. Божественное откровение, засвидетельствованное в Библии и Коране, также указывают падшим существам путь спасения, путь веры и служения Богу.

Относительно происхождения самих Вед. В «Нарадапанчаратра-антаргате» Всевышний Господь говорит: «Веды возникли из Моего дыхания». В «Брихадараньяка» упанишад подтверждается это: «Из дыхания великой Божественной Личности возникли Ригведа, Яджурведа, Самаведа, Атхарваведа, Итихасы, Пураны, Видья, Упанишады, шлоки, сутры»(4.51). В «Бхагавад-гите» говорится, что Веды исходят из Верховной Божественной Личности (3.15). В начале творения Господь вложил ведическое знание в сердце Брахмы, а Брахма обучил Нараду. Веды распространились по всему миру через великих мудрецов. В давние времена Веды передавались устно, позднее, в связи с наступлением Кали-юги, мудрец Вьясадева записал все ведические тексты.

Ведические мантры – проводники на пути духовного прогресса. Мантры могут использоваться буквально во всех сферах повседневной жизни: при выполнении социальных обязанностей, приготовлении пищи, отдыхе, воспитании детей, в аюрведе.

Каждый человек имеет свою собственную звуковую конституцию. Это его мантра, мантра его организма. В аюрведе известны мантры, балансирующие и очищающие тонкие и грубые тела человеческого организма (они повторяются 108 раз).

Следует отметить такое удивительное свойство мантры как энергетическая «накопляемость». Храмы, в которых на протяжении многих веков повторяются мантры, становятся местами, поразительными по своему энергетическому воздействию на человека.

Вибрации, исходящие от мантры, влияют на все системы организма. Система вьякараны (традиционного индийского языкознания, в основе которого лежит изучение санскрита) разработала концепцию шабды (звука) как воплощения самого Брахмана, Высшего Существа. При хоровом воспевании ведических мантр их сила умножается в несколько раз. Существуют специальные шукты (гимны), направленные на обретение процветания, мудрости, здоровья, долголетия, победы над врагами, избавление от препятствий, привязанностей, мешающих достижению блаженства.

Мантрическая практика универсальна. Так, для людей, которые ощущают дискомфорт в отношениях с другими, рекомендуется повторять мантры, связанные с образом Кришны, который архетипически связан с красотой, привлекательностью, обаянием. Можно быстро ощутить, как эти мантры, гармонизируя ауру и сознание, делают человека более привлекательным, красивым, чарующим.

Духовные учителя, святые и Богооткровенные писания указывают пути и средства для достижения духовного сознания, и все они единогласно возглашают, что лучшим способом возрождения Богосознания является практика воспевания святых божественных имен (намасмарана). Такое единство мнений говорит о бесконечном могуществе божественного имени, о его непреходящем значении в деле спасения мира. Повторяя мантры, связанные с женскими божествами (Лакшми, Дургой, Сарасвати), человек быстро почувствует, как в сердце появляется больше сострадания, милосердия, материнского тепла к окружающим. Такие имена, как Говинда, Гопал, вносят в сознание обворожительность, улыбку, радость, игривость. Имена Васудева, Нараяна, Вишну инспирируют в человеке величественность, могущество, всепроникаемость, надмирность. Имена Шива, Бхайрава, Рудра приносят качества отрешенности, медитативности, запредельности.

Повторяя мантры, связанные с различными аспектами Лакшми и Ганеши, человек сможет соприкоснуться с энергией процветания, удачи, благосостояния, которые в свою очередь являются проявлением силы блаженства (ананда-шакти). Через подобные мантры активизируются программы счастья и удачи, заложенные в биокомпьютер коллективного сознания. Известны многие богатые люди, которые достигли процветания благодаря повторению мантр Лакшми и Ганеши.

Мантры снимают заклятие с судьбы. Если направить вибрацию мантры, луч мантры на ребенка, можно быстро и эффективно изменить его поведение, помочь и защитить в период трудностей.

В ведических писаниях указываются мантры, которые спасают от отравления, даруют долгую жизнь и хорошее потомство. Но, безусловно, главное назначение мантры – духовное преображение человека.

Древние мудрецы и провидцы предписывали регулярное, систематическое изучение Вед. На протяжении веков были специальные школы, в которых люди обучались правильному пению мантр. Веда-патха (повторение и регулярное изучение) составляет важную часть духовной науки.

Неизбежно встает вопрос о том, какая мантра наиболее действенна, обладает большей силой, какую можно повторять всем людям, даже не имеющим специальной подготовки. Существует маха-мантра («великая мантра»):

Харе Кришна Харе Кришна

Кришна Кришна Харе Харе

Харе Рама Харе Рама

Рама Рама Харе Харе

А. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада объясняет, что Харе означает «энергия Бога», а Кришна и Рама являются именами Самого Бога, которые соответственно переводятся как «Всепривлекающий» и «Источник всего наслаждения».

Харе Кришна мантра известна во многих традициях индуизма. Считается что ее слушание, повторение или воспевание возвышает сознание практикующего на духовный уровень. В согласии с богословием Гаудия вайшнавизма это возвышенное сознание, в конце концов, приобретает форму чистой любви к Богу (Кришне). Эту мантру можно повторять внутренне в уме, шепотом для себя (джапа) или громко воспевать (киртан).

Маха-мантра упоминается в Упанишадах, являющихся частью Вед. Следовательно, практика повторения мантры Харе Кришна уходит своими корнями в ведическое прошлое.

О маха-мантре говорится, например, в «Кали-сантарана-упанишаде», которая является частью «Яджур-веды». В этой Упанишаде Нарада получает наставления от Брахмы: «Внимай же тому, что все Веды держат в секрете, и с помощью чего возможно вырваться из круговорота рождения и смерти. Тот, кто просто повторяет имена изначального пуруши Господа Нараяны, легко освобождается от неблагоприятного влияния Кали-юги».    Когда Нарада спросил, что за «имена Нараяны» Брахма имеет в виду, Брахма ответил: «Харе Кришна Харе Кришна, Кришна Кришна Харе Харе, Харе Рама Харе Рама, Рама Рама Харе Харе; эти шестнадцать имён способны разрушить всё неблагоприятное воздействие века Кали. Во всех Ведах не существует более возвышенной духовной практики, чем повторение этих имён».

Более того, практика повторения Харе Кришна мантры рекомендуется в Пуранах, Панчаратре и различной духовной литературе. В «Падма» пуране (Сварга-кханда 50.6) сказано: «Тот, кто поклоняется Богу всех богов Шри Хари и повторяет Его святые имена маха-мантру, освобождается от самых страшных грехов, которые только можно совершить».

«Агни» пурана утверждает: «Харе Кришна Харе Кришна, Кришна Кришна Харе Харе: Любой, кто повторяет эту мантру, даже невнимательно, достигнет высшего совершенства жизни. В этом нет никаких сомнений».

«Ананта-самхита» добавляет: «Эта мантра, состоящая из шестнадцати слов и тридцати двух слогов, является великой мантрой этого века Кали, с помощью которой все живые существа могут получить освобождение. Никогда не нужно прекращать повторение этой маха-мантры». Об этой божественной, духовной маха-мантре, которая освобождает от материального существования, Господь Брахма, изначальный гуру, сказал: «Шрути объявили эту мантру самым лучшим способом освобождения в этот век Кали». Услышав это от Брахмы, все его сыновья и ученики, начиная с Нарады, приняли Харе Кришна маха-мантру и, повторяя её, достигли совершенства.

Ученые проводили и проводят множество экспериментов, убедительно доказывающих удивительное воздействие мантр как на повторяющего их, так и на слушателя. В мире существуют тонкие и грубые объекты. Влияние тонкой сферы бытия и грубое изучено далеко не до конца. Ум, например, принадлежит к тонкому миру. Он влияет на грубое физическое тело, и это происходит каждый день жизни человека. Вибрации тонкого мира способны материализовывать вещи. Пример этому – изобретение человеком всевозможных машин, механизмов, которые сами по себе являются воплощениями на физическом плане вибраций ума.

Звуки, издаваемые музыкальными инструментами, а также человеком, оказывают большое влияние на людей и животных. Опасные змеи танцуют под звуки флейты, с помощью музыки можно ловить слонов и оленей.

Свами Шивананда в книге «Джапа-йога» пишет о связи звука и образа. Звуковые колебания могут запускать компьютерные программы (уже есть компьютеры, реагирующие на звуковые команды оператора), заводить машины. Звук, пропущенный через телефонные провода, переносится на тысячи километров. Стремительно развиваются мобильные телефонные коммуникации.

Вместе с тем, звук может вызывать и пагубное воздействие на человека. Во время войн используются так называемые звуковые атаки, когда распространяемые звуковые вибрации «выключают» противника.

Звуковое воздействие широко применяется в медицине, облегчая, например, мускульные боли. С помощью звука лечат слабоумие: при этом вибрации направляются непосредственно в мозг. Действие такого прибора как спектрограф основано на записи звуков в форме кривых линий. Ультразвуковые приборы широко применяются для лечения самых различных заболеваний. Последние исследования показывают, что направленное воздействие определенных звуковых колебаний может влиять на плодородие.

«Постоянное повторение святого имени Господа по примеру великих авторитетов избавляет от страха и сомнений и приводит к успеху любого – и того, у кого нет никаких материальных желаний, и того, кто жаждет материальных наслаждений, и даже того, кто, обладая трансцендентным знанием, черпает удовлетворение в самом себе» («Шримад-Бхагаватам» 2.1.11).

Библиографический список

1. Бхактиведанта Свами Прабхупада. Бхагавад-гита как она есть. Бхактиведанта Бук Траст, 1984.

2. Бхактиведанта Свами Прабхупада. Шримад Бхагаватам. Песни 1-7. Бхактиведанта Бук Траст, 1990-2001.

3. Веданта-Сутра. СПб, 1995.

4. Ведические таинства. Минск, 1999.

5. Вишну-Пурана. СПб, 1995.

6. Классическая йога: «Йога-сутры» Патанджали и «Вьяса-Бхашья». Москва, 1992.

7. Бируни Абу Рейхан. Индия: Москва, 1995.

8. Пандей Р. Б. Древнеиндийские домашние обряды. Москва, 1990.

9. Радхакришнан С. Индийская философия. Т. 1-2. Москва, 1993.

10. Тимощук А. С. Эстетика ведийской культуры. Владимир, 2003.