Оглавление

Зинакул У. БИСЕМБАЕВА

Зав.кафедрой философии, политологии, социологии и права
Казахского Национального медицинского университета
им.С.Д. Асфендиярова, к.филос.н., доцент, г. Алматы

МЕСТО И РОЛЬ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ
В СТАНОВЛЕНИИ НОВОГО ТИПА ЦИВИЛИЗАЦИИ

Перед обществом, ныне остро стоит вопрос о существовании вообще, об угрозе глобального экологического кризиса, обусловленного техногенной цивилизацией и эти проблемы сейчас волнуют всех ученых и исследователей, рассматривающих перспективы развития мировой цивилизации. Обострение глобальных проблем выходят за рамки интересов различных общественных систем от решения которых зависит будущее всего человечества.

Природа создала Человечество, как продолжение себя, как венец своего творения. Она обучает человека своим тайнам, иногда награждая за успехи, а иногда наказывая за непонимание. Разумное человечество сформировалось после того, как люди научились обмениваться информацией друг с другом, сохранять и передавать ее новым поколениям. Научившись пользоваться огнем, человечество освоило новые, ранее недоступные ему, районы планеты и было вознаграждено природой путем увеличения численности. Вновь выросла численность человеческой популяции. Освоение космоса, ядерной энергии, достижения информационной революций, привели к расширению человеческой цивилизации, улучшению жизни людей и их интеллектуального потенциала.

Если какая-нибудь нация остановится в своем развитии, отстанет, как ее постигает кара в виде войн, кризисов, которые быстро сокращают численность этой нации. Темпы развития человеческой цивилизации в целом и ее отдельных фрагментов – наций и государств, определяются темпами научно-технического прогресса. Каждое серьезное открытие в технической или социальной сфере позволяет увеличить могущество и численность наций, которые его широко используют. Сильные и технически развитые нации подчиняют или вытесняют слабые, решая свои проблемы за их счет. Идет многовековой интеллектуальный отбор, обусловленный назначением человеческой Цивилизации. Вехами этого грандиозного исторического процесса являются технологические революции. Освоение и массовое использование огня, письменности, колеса, металлов, различных видов энергии, связи, компьютеров – все это технологические революции, дававшие возможность одним, более волевым, способным и энергичным нациям подчинять и использовать или уничтожать другие нации, отстававшие в своем развитии.

В осмыслении и прояснении экологических проблем, философы дают обобщенную мировоззренческую трактовку западной и восточной цивилизации. В истории философии происходил активный процесс выработки понятийно-категориального аппарата по проблемам взаимодействия человека с природной средой обитания и формирования экологической культуры и экологического сознания, поэтому в философии осуществляется процесс поиска наиболее эффективных путей решения экологических проблем цивилизации.

Изучая причины деградации качества природной среды обитания человека, социальная философия способствует расширению сферы свободы человека, путем создания более гуманных отношений к среде своего обитания. В формировании экологической культуры и экологического сознания людей во все эпохи, непосредственное участие принимает философская мысль. От целенаправленности экогуманизма зависит формирование отношений человека к окружающей среде, а также жизнеспособность среды обитания. При разъяснении сущности взаимодействия человека с окружающей средой философская мысль должна оказывать свое ориентирующее, мировоззренческое влияние на принятие в обществе мнения, ценности, установки, на духовную культуру человека. Противопоставление человека природной среде формировалось в практической деятельности человека.

Цивилизация за прошедшие тысячелетия сделала большой скачок в своем развитии. Изменился древний облик поселений, изменился даже внешний облик «человека разумного». Испокон веков ритм жизни человека определялся одним – возможностью доступа к тем или иным природным ресурсам.

В конце ХХ начале ХХI вв. экологическая обстановка во всем мире резко ухудшилось. Причиной обострения экологической ситуации явилась техногенная деятельность людей.

Сейчас люди живут в эпоху острых глобальных экологических проблем. Внешний облик планеты, человек, менял веками, но те изменения происходившие раньше, не могут сравняться со скоростью тех изменений , которые происходят в настоящее время.

Понятия «восточная цивилизация» и «западная цивилизация» в экологии являются не географическими понятиями. До сих пор мировая идеология не избавилась от противостояния европоцентризма и востокоцентризма. Европоцентристы зачастую опираясь на исследования антропологов аргументируют в пользу превосходства европейской цивилизации над восточной цивилизацией, хотя в культурах Востока наблюдается слияние с природной средой, преобладание чувств над разумом, органичное отсутствие агрессивности и индивидуализма.

Под восточной цивилизацией подразумевается цивилизация стран Восточной Азии, Индии, Китая и Японии на протяжении примерно с середины 2 тысячелетия до н.э. до ХVII в. нашей эры. На Западе за такой большой промежуток времени успели смениться несколько цивилизаций, в этом и состоит главная устойчивая особенность цивилизаций Востока. На Западе смена цивилизаций сопровождается изменением старой политической и социальной систем. На Востоке развитие цивилизации предстает как сплошная линия, новые изменения не разрушают существующие устои цивилизации, они дополняют и вписываются в старые устои.

Несмотря на то, что на Востоке одновременно существовало несколько религий, развивавшиеся спокойно с восточными традициями и устоями, основы цивилизации в основном сохранялись.

Главной особенностью восточной цивилизации является то, что люди в отличие от европейских капиталистов, всегда бережно относились к окружающей природной среде и не утратили связи с природой. Свою слабость перед природой европейцы начали возмещать созданием крупных машин, сложных технологий, тем самым незаметно выделили себя из окружающей природной среды. Они старались победить природу и поставить её на службу людям. В Европе люди, считая себя венцом творения полагали, что все сотворено только для них и начали активно вмешиваться в природную среду, безответственно расхищать её ресурсы, не считаясь с загрязнениями среды своего обитания и его последствиями, а о саморегуляции и биосферосовместимости не было и речи.

В основном, люди Востока не теряли связи с окружающей природной средой. Они свои действия направляли не на создание каких-то механизмов, а на совершенствование своей души и тела. На Востоке мир воспринимался человеком как единое целое и человек в нем не господин окружающей среды, а одна из составных частей целого. Поэтому они считали, что цель человека не вражда, а стремление быть в гармонии с природой. Люди Востока стремились познать законы природы и познав старались не противоречить им.

Восточные мыслители считали, что народы и государства должны развиваться естественным образом (в пример приводили растения и животных, в жизни которых нет ничего случайного). К примеру, в результате наблюдений за движениями диких зверей (тигра и т.д.), возникли различные методы и стили восточных боевых искусств.

Изучив, среду обитания, человек Востока знал, как она воздействует на организм человека. Они были убеждены, что только тогда могут совершенствовать мир, когда путем совершенствования человек обретет гармонию и цельность в себе самом, т.к. ему были чужды зло и стремление разрушать.

Особенностью цивилизации Востока является также сохранение и особая приверженность к традициям. Традиция в восточной цивилизации была возведена ещё в мифическом «золотом» веке и любое неоправданное нарушение традиции не воспринималось. На Востоке ритуал и традиции властвовали не только в человеческом обществе, но и в природной среде.

По учению Зороастра, единственный всемогущий и вездесущий бог добра, символ света, жизни и правды Ахура-Мазда. Он существовал до сотворения мира и является его создателем. Издавна, на Востоке существовал и дух зла – Ангхро Манью , олицетворяющий собой мрак, смерть, творящий зло. Ахура-Мазда непрерывно борется с ним и в борьбе опирается на своих помощников, которые несут в себе добрые мысли, правду и бессмертие.

Зороастр обращается к своим последователям с призывом защищать стада от набегов кочевых племен. Выступает против истребления скота, против кровавых жертвоприношений и обязывает каждого верующего выращивать и оберегать животных и окружающую среду в целом.

В VI и V вв. до н.э. народные массы на Востоке стали поклоняться древним божествам природы – Митре (бог Солнца и света), Анахите (богиня воды и плодородия), т.е. почитали свет, Солнце , Луну, ветер и другие стихийные силы природы.

Являясь порождением древней высокоразвитой цивилизация, восточная культура, в огромной мере определила уровень и своеобразие науки как науки для восточной арабо-мусульманских стран, так и европейской культуры.

Очень высоким был уровень духовной культуры Востока. Хорошо известны имена философов, астрономов, математиков, химиков, медиков и многих других ученых, а также писателей и поэтов живших в Х-Х1 вв. в Самарканде, Бухаре, Фергане, Термезе, Мерве и других городах. Огромную заслуга в развитии науки и культуры Востока составляли Аль-Кинди, аль-Фараби, аль-Газали, Бируни, Ибн-Сина и другие. К примеру, Ибн-Сина внес значительный вклад в развитие психологии, медицины, геологии, ботаники и т.д. Как врач уделял особое внимание изучению растений, имеющих целебные свойства. Недаром, Карл Линей учитывая его заслуги в области растениеводства , назвал вечнозеленое тропическое растение его именем – Авиценния.

Ибн Сина был гуманистом и созданная им система знаний , обобщала достижения мировой естественно-научной мысли, имела определенную научную направленность, ставила эти знания на службу человеку. Он этим подготовил новую эпоху в развитии цивилизации, когда постепенно начала рушиться диктатура религиозных догматов и перед человечеством открылся мир в его собственных закономерностях. Его учение служит человеку, возвышая его как существо, в котором телесное и душевное начала нераздельны, тем самым внес большой вклад в развитие мировой цивилизации. Поэтому его учение явилось связующим звеном в единой цепи развития мировой цивилизации между Востоком и Западом.

В странах Востока широкое развитие получила искусственная ирригация. Система каналов, водосборных сооружений, плотин, дамб позволяли превратить целые области в непрерывное чередование садов и возделанных полей. Все это говорит о том, что восточных мыслителей испокон веков волновали проблемы окружающей среды, саморегуляция в биосфере, последствия воздействий человека на природу и т.д.

Необходимым условием выживания человечества является сохранение качества среды обитания человека. Угроза среде обитания человека, ныне приобрела не только глобальный характер, но и создала предкризисную ситуацию, которая может при определенных условиях перерасти в состояние экологического кризиса и может стать опасной для всего человечества.

Необходимо экологически устойчивое развитие биосферы, которое обеспечивало бы удовлетворение потребностей людей в современных условиях и не ставило под угрозу возможности будущих поколений удовлетворять свои потребности. В настоящее время наступил такой период развития, когда обеспечение безопасности человечества становится более важным даже , чем дальнейший технический прогресс.

Главной задачей в духовном постижении проблем взаимодействия человека со средой своего обитания является осмысление модели будущего устройства общества как эколого-информационной цивилизации, способной к гармонизации отношений с природной средой обитания человека, а также переориентация общества с потребительских отношений к природной среде на отношения, основанные на ответственности человека перед природной средой.

Во многих странах сейчас произошла экологизация морального сознания и изменились ценностные ориентиры. Моральные нормы и нравственность поведения в области отношений человек-общество-природа – есть основа экологической этики. Нравственная позиция в отношениях человека к среде обитания должна быть гуманистической, т.е. в основе должен быть приоритет как благо человека, так и благо природы. Необходимо придерживаться экологического императива, т.е. не вступать в противоречие с естественными закономерностями, чтобы не вызвать необратимых процессов в биосфере.

Многие современные ученые утверждают, что на современном этапе развития человечества формируется единая цивилизация на всей планете. Развитию этой идеи способствовало осознанию глобализации социальных и культурных процессов в современном мире.

При сложившейся экологической ситуации решение глобальных проблем современности является общим делом всего человечества. Осознание трагических перспектив развития среды обитания вынуждает человечество преодолевать узкий горизонт локальных, относительных ценностей и обратиться к поиску общечеловеческих ценностей.