Оглавление

Александр Александрович КАЛУЦКИЙ

Кандидат культурологии, преподаватель
факультета журналистики Алтайского
государственного университета
, г. Барнаул

ОБЩЕСТВЕННАЯ СИСТЕМА МАХАБХАРАТЫ
КАК СОВЕРШЕННОЕ ОБЩЕСТВО

В данной статье мне хотелось бы затронуть некоторые вопросы, касающиеся системы варнашрама. Данное общественное устройство, характерное для традиционной индийской культуры, многие последователи индийских религиозно-философских учений называют совершенным. Почему? На этот вопрос мы и попытаемся ответить (хотя бы частично) в данной работе. Кроме всего прочего, сразу оговорюсь, что рассматриваться будет именно система, причем именно так, как она подается в традиционной культуре Индии, особенно в Махабхарате.

Существовавшая система общественного устройства имела название «варнашрама-дхарма» и состояла из четырех варн (сословий) и четырех ашрамов (укладов жизни). Почему именно из четырех? Для ведической культурной традиции это число играет особое значение (хотя для нее характерна также и триадичность). Мы имеем четыре Веды, каждая из которых делится на четыре подраздела. Согласно традиции, эти Веды изошли из четырех уст Брахмы (у него четыре лица). В санкхье упоминаются четыре функции сознания. В традиционной индийской культуре существует четыре пути достижения совершенства: карма-марга, джнана-марга, дхьяна-марга и бхакти-марга (путь жертвенной деятельности, путь познания, путь медитативного сосредоточения и путь любви и преданности Божеству).

Нельзя не упомянуть в данном контексте и аксиологию системы варнашрама, которая базировалась на четырех «столпах»: дхарма (долг), артха (богатство), Кама (чувственные стремления), мокша (освобождение). По этим представлениям человек должен был реализовать себя, во-первых, на уровне социального долга и нравственных обязательств; во-вторых, на уровне накопления материальных благ и реализации себя в социуме; в третьих, на эмоциональном уровне; ну и, наконец, на четвертом уровне высшего просветления и трансценденции, парящих за пределами материального мира.

Эта мультизадачность культуры вполне гармонично сочетается с идеей [духовного] совершенства, так как цель (артха), объединяющая все эти задачи, заключается в том, чтобы, пройдя все эти этапы, человек снискал настоящие ценности (артха), внутренние качества и раскрыл свой духовный потенциал, необходимый для выхода за пределы ограниченного земного мира.

Многие, священные для рассматриваемой традиции числа, кратны четырем (16, 32, 108, 16108 и т.д.). 64-клеточная шахматная доска произошла от четырехкратной (8 на 8) мандалы Шивы. В старинной индийской версии шахмат играющих было четверо – по количеству сторон доски (чатуранга). Игроки использовали четыре типа фигур, что соответствовало количеству типов войск в Древней Индии. Это были наездники на слонах, воины на колесницах, конные кавалеристы и пешие воины. Стоит также упомянуть четыре руки Вишну, и, соответственно, четыре его атрибута. Если продолжать говорить о Вишну, то существует четыре его первичных духовных экспансии: Васудэва, Санкаршана, Прадьюмна и Аниррудха. Энергия Высшего Существа делится на четыре части: три части этой энергии составляют духовное бытие, и одна часть – материальное.

В результате, сам собой напрашивается вывод: четверка не только является социальным числом для ведической традиции, но и числом бытийным, то есть универсальным числом, представляющим бытие в различных его проявлениях. Действительно, мы имеем четыре стороны света, четыре времени года, четыре времени суток, 4 первоэлемента в западной традиции (земля, вода, огонь и воздух). Правда, в ведической концепции к уже перечисленным добавляются эфир и три тонких элемента (subtle elements[1]), относящихся к сфере сознания.

Несмотря на некоторые отличия значений, даваемых относительно числа четыре, мы без труда можем выделить основные значения четверки. Устойчивое, конечное число[2], целостность, число организации, порядка[3], всеобъемлющий характер, справедливость[4] ключ к Земле и Небу, открывающий духовное и материальное совершенство[5]. Тетрада рассматривалась пифагорейцами как изначальное, всему предшествующее число. Квадрат был символом самого устойчивого элемента – земли в Индии и Китае. А самой устойчивой фигурой является пирамида, в оновании которой лежит квадрат. Четвертая карта Таро (древнеегипетская традиция) – Император несет значения устойчивости порядка.

Для священнослужения в Китае использовались четыре животных, Тетраморфы шумеров – лев, орел и павлин, сидящий на спине быка. До позднего средневековья использовался в христианском искусстве образ тетраморфа для обозначения четырех херувимов и четырех евангелистов, каждый имел четыре лица и четыре крыла. О значимости числа четыре для христианской традиции говорит ее главный символ – четырехконечный крест. Можно упомянуть также и четырех всадников апокалипсиса. Священное имя Единого Бога евреев в оригинальном написании имеет четыре буквы. Также в еврейской традиции мы имеем дело с четырьмя тетраграмматонами – неизреченными именами Бога, состоящими из четырех букв.

Видимо, создатели ведийского общества пытались создать его по образу и подобию вселенной и сообщить ему такие свойства числа четыре, как устойчивость, справедливость, совершенство. Само общество копирует Пурушу – существо, олицетворяющее вселенную. Можно также соотнести три высших сословия с духовной энергией бытия, составляющей три четверти от всего объема энергии, а шудр с материальной. Высшие сословия – дваждырожденные, назывались так потому, что получали посвящение, духовное рождение и во многом ориентировались на трансцендентное. Шудры – материально ориентированные люди, и это было одной из причин их низкого статуса.

Эта система четырех сословий и четырех укладов жизни, по утверждению «Бхагавад-гиты» (4.13), задуманная самим Богом[6], призвана развить в индивидууме трансцендентные качества, чтобы он мог постепенно осознать свое духовное «я», действовать в соответствии с ним и таким образом освободиться от материального рабства, то есть обусловленной жизни. Причем, что интересно, система задумывалась так, чтобы действовать как одно целое, как единый организм, что решительно необходимо для совершенного функционирования. Кроме того, все сотавляющие варнашрама-дхармы покоются на едином основании – дхарме. Как материальный мир поддерживается Брахманом, так и ведическое общество поддерживается дхармой. И именно четкое следование дхарме способно удерживать систему варнашрама в гармоничном, совершенном состоянии.

В Манавадхарма шастре и почти во всех Пуранах эта система описывается примерно одинаково. В наиболее доступной форме данное социальное устройство обьясняется «Шанти-парве» «Махабхараты», начиная с шестидесятой главы, где она подробно объясняется Бхишмой. Однако мы находим упоминания о данной системе еще в Ригведе (10.90.2), считающейся старшей и важнейшей из четырех вед. Она содержит «Гимн Пуруше», в котором представлена ведийская космологическая концепция, включающая историю возникновения мира и человека и общества:

Когда Пурушу расчленили,

На сколько частей разделили его?

Что его рот, что руки,

Что бедра, что ноги называется?

Его рот стал брахманом,

Его руки сделались раджанья,

Его бедра (стали) вайшья,

Из ног родился шудра[7].

          Эта концепция, многократно повторенная в упанишадах с разнообразными добавлениями и уточнениями, позже встречается и в «Законах Ману», где говорится о создании «воплощенной Мировой душой вселенной» «ради процветания миров из своих уст, рук, бедер и ступней… брахмана, кшатрия, вайшия и шудру»[8].

Таким образом, мы имеем дело с общественным устройством, которое в сознании людей имеет божественное происхождение. Мы имеем дело с точкой зрения, которая, используя слова Гегеля, находит выражение в высказывании, «что законы, власть, государственное устройство от Бога, дано Богом; тем самым им придан авторитет, причем самый высший авторитет, доступный представлению»[9].

 



[1] A.C. Bhaktivedanta Swami Prabhupada Bhagavat Gita as it is. Los Angeles, 1986. P. 646

[2] Шейнина Е.Я. Четыре // Энциклопедия символов. М., 2002. C. 351.

[3] Жульен Н. Число // Словарь символов. Челябинск, 1999. C. 469.

[4] Тресиддер Д. Четыре // Словарь символов. М., 2001. C. 412.

[5] Андреева В., Кукиев В., Ровнер А. Тетрада // Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999. С. 489.

[6] Шри Шримад А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада Бхагавад-гита как она есть: Полное издание с подлинными санскритскими текстами, русской транслитерацией, дословным и литературными переводами и комментариями. М., 1990. С. 233.

[7] Цит. по: Иванов В.Г. История этики древнего мира. Л., 1980. С. 26.

[8] Законы Ману. – М., Наука, 1992. С. 12.

[9] Гегель Г.В.Ф. Отношение религии к государству // Религия и общество ; сост. В.И. Гараджа, Е.Д. Руткевич. М., 1996. С. 62.