Оглавление

Жанна Вячеславовна ЛАТЫШЕВА

кандидат философских наук,
доцент кафедры философии и религиоведения

Владимирского государственного университета

РЕЛИГИЯ, НАУКА И ИСКУССТВО
КАК ФЕНОМЕНЫ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ:
СПЕЦИФИКА, ТОЧКИ СОПРИКОСНОВЕНИЯ И РАСХОЖДЕНИЯ

В религии, науке и искусстве выявляется глубинное единство – единство подсистем в системе культуры. Однако в едином культурном поле данные феномены выполняют различные задачи и функции, оперируют различными методами и подходами, мировоззрения их отличаются разной степенью мобильности.

В чем же состоит специфика рассматриваемых явлений?

Религия характеризуется наибольшей стабильностью и постоянством, предлагая однозначное и неизменное понимание «вечных» и «высших» вопросов бытия. Долгие века религиозное мировоззрение довлело над другими формами мировоззрения (в том числе, над научным и художественным).

Цели и задачи религии – стремление к Богу, поддержание порядка, стабильности и гармонии мира и человека. Методы религии – объяснение и интерпретация мира в целом и процессов, происходящих в нем, оценочные методы, трансцендирование как стремление «прорваться» за пределы ограниченного бытия, методы объективной и психологической компенсации всех несовершенств жизненных реалий и т.д. В религии необходимо присутствует противоречие логического и алогического, чудесного.

Наука, в отличие от религии, более мобильна, процессуальна. По мнению Ю.Рыжова, «подсистема «наука» предлагает более динамичную картину мира, основанную на предположении о возможности знания объективных законов природы и общества. В отличие от религиозных догматов научные теории чрезвычайно изменчивы, поэтому научная картина мира постоянно подвергается корректировке»[1].

Цели и задачи науки – стремление к истине, формирование по преимуществу рациональных моделей представлений человека о мире, построение систематически-объективных и практически-эффективных знаний о нем. Методы науки – рефлексия, идеализация, формализация, математическое моделирование, наблюдение, эксперимент и многие другие. В науке ни одно суждение, даже интуитивное, не должно противоречить логике и положительному знанию. Важно, что современная наука достаточно быстро меняется, меняются её задачи, методы, понимание научной рациональности и истинности, на смену ценностям позитивизма и прагматизма приходят идеалы холизма и гуманизма.

Искусство – целостное постижение человеком мира, предполагающее индивидуально-личностную детерминанту этого постижения. Мы согласны с В.С. Жидковым и К.Б. Соколовым, которые считают, что « искусство как подсистема культуры занимает в ней ключевое положение, являясь тем центром, той результирующей, которая фиксирует совокупное влияние на человека всех прочих сторон и аспектов его жизнедеятельности»[2].

Цели и задачи искусства – стремление к прекрасному, счастье, полноценная жизнь человека, развитие духовного потенциала и социализация личности, формирование индивидуальности. Искусство – это зеркало, самосознание культуры, это целостное выражение многогранной природы и сущности человека. Метод мышления в искусстве – художественный образ – «идея, ставшая персонажем» (О. де Бальзак), выражение общего в единичном.

В ХХ веке искусство меняет свой социально-культурный статус. В связи с утратой религией своего лидирующего мировоззренческого предназначения, с отказом от рациональной картины мира, « … искусство оказалось способным не отвергать, а напротив, вместить в себя предшествующий опыт мировидения и опыт мировидения других культур. Именно в искусстве стало возможным сосуществование различных точек зрения, позиций, ценностей, которые воплотились в плюрализме художественных методов, маргинальности жанров, нивелировке стилей. Поэтому искусство может быть расценено как модель неповторимого бытия, творчески представляющая нам чувственно-рациональное постижение мира»[3].

В истории взаимоотношений искусства, науки и религии наблюдаются, в основном, периоды временного преобладания какой-либо одной из рассматриваемых картин мира. Современная наука объясняет данный феномен наличием двух основных типов процессов высшей нервной деятельности, функционирующих в левом и правом полушариях головного мозга .К левополушарным процессам тяготеет наука, а к правополушарным – искусство и религия. Однако в науке есть черты эмоционально-личностного отношения к действительности, также как и в искусстве и религии присутствуют компоненты рациональности. (Например, монотеистические религии гораздо «аналитичнее» и догматичнее древнейших культов).

Исследуемые картины мира имеют немало общих понятий: гармония, совершенство, благо, красота, творчество, единство, вера, опыт, интуиция, трансцендирование, целесообразность, ритм, технология и др. Сам термин «картина мира» несет как научную, так и художественно-религиозную смысловую нагрузку.

Среди вышеуказанных понятий необходимо, по нашему мнению, выделить веру, выступающую глубинным основанием религиозной, научной, художественной деятельности. И особенно важно значение интуиции – одной из форм веры.

Очевидно, что наиболее ярко и полно она проявляется в религии, однако без веры и интуиции нельзя представить и творчество ученого, и творчество художника, да и творчество любого человека. Ученый всегда имеет веру, убеждение в истинности своих предположений, веру в существование объективных законов природы и возможности их познания, а кто-то даже веру в существование Абсолюта. Альберт Эйнштейн в своей статье « Наука и религия» писал, что настоящими, серьёзными учеными могут быть только верующие люди. О себе он говорил: « Я верю в Бога как в Личность, и по совести могу сказать, что ни одной минуты моей жизни я не был атеистом.»

А.Ф. Лосев в работе «Диалектика мифа» рассматривает иной, мифологический аспект веры, функционирующей как особое субъективное сознание. Мыслитель утверждает, что выдающиеся достижения в области философии и науки (например, рационализм и механицизм Декарта, априоризм Канта, механика Ньютона и др.) имеют в своих истоках нечто недоказуемое и самоочевидное, принимаемое на веру, принимаемое как собственная мифология. «Механика Ньютона построена на гипотезе однородного и бесконечного пространства… Неимоверной скукой веет от такого мира. Прибавьте к этому абсолютную темноту и нечеловеческий холод междупланетных пространств. Что это как не черная дыра, даже не могила и даже не баня с пауками, потому что и то и другое все-таки интереснее и теплее и все-таки говорит о чем-то человеческом. Ясно, что это не вывод науки, а мифология, которую наука взяла как вероучение и догмат»[4].

Правомерно, как мы считаем, употребление понятия веры и применительно к искусству. Художественная вера – важнейший фактор самостоятельной позиции автора, его индивидуального художественного выбора, своеобразный гарант яркого и убедительного воплощения заинтересовавшего художника предмета. История искусства знает немало примеров того, как какая-либо идея, образ «звучали» у разных авторов с различной силой выразительности и убедительности (например, «Давид» у Донателло, Верроккио и Микеланджело и др.) Часто художник не верит в соответствие заинтересовавшей его темы своей индивидуальности (вспомним, как великий А.С. Пушкин подарил сюжет «Мертвых душ» Н.В. Гоголю, лучше которого, по мнению гениального поэта, никто бы с данным сюжетом не справился.)

Произведение искусства полисемично, то есть имеет множество смыслов, « это знаки вопроса, однозначность которых не определяется даже посредством синтеза»[5]. Тайну художественного произведения пытаются раскрыть различные интерпретации, в основе которых лежит все-таки вера, точнее – художественная интуиция, а не конкретное знание: « музыкант, понимающий текст исполняемой им нотной записи, передает все его тончайшие нюансы и тем не менее в известном смысле слова не знает, что же такое он играет, с актером происходит то же самое…»[6]. Критерием идентичности художественного произведения не может считаться, при всей её интерсубъективности, наиболее типичная трактовка произведения. Лишь частичным критерием истины может быть художественный текст, нотная партитура (в этом мы согласны с мнением Р. Ингардена, выраженном в работе «Музыкальное произведение и вопрос его идентичности»). Следовательно художественная вера, интуиция всегда будут располагаться в основании понимания творений искусства.

Д.В.Пивоваров, указывая на многозначность слова «вера» вводит два его родовых понятия: Belief-вера и Faith-вера. Belief-вера – это «путь к скрытым сущностям через вещественные инстанции и внешние органы чувств». Faith-вера – это «путь в объективный духовный мир в форме непосредственного (мистического) пребывания души в том или ином вездесущем духе»[7]. Можно предположить, что указанные два вида веры наличествуют и в других формах человеческого познания – философском, научном, религиозном, художественном, однако пропорции их соотношения различны.

Так, в религии, несомненно, преобладает Faith-вера, в науке – Belief-вера, хотя фундаментальные открытия науки основываются на Faith-вере. В художественном творчестве (в деятельности по созданию художественного произведения) преобладает, на наш взгляд, Faith-вера в форме художественного прозрения, интуиции творца. В деятельности исполнителя художественного произведения (музыканта, актера, танцовщика) и реципиента (воспринимающего произведение искусства) наряду с Faith-верой значительную роль играет Belief-вера.

В научной литературе ХХ века сосуществуют различные точки зрения относительно близости или расхождения путей и назначения науки, религии и искусства. Они простираются от идеи возникновения форм общественного сознания (философии, религии, политики, науки, искусства и др.) на основе определенного экономического базиса, противопоставления науки и религии, науки и искусства, религии и искусства в марксистской философии до позиций, усматривающих близость рассматриваемых феноменов (Э. Дюркгейм и др.), научных теорий, согласующихся с Библией (представители научного креационизма – У. Леммертс, Г. Моррис, Д. Уиткомб и др.; В.И. Вернадский, П. Тейяр де Шарден), богословских теорий (неоправославие, неотомизм, неоавгустинианство) и т.д.

Несмотря на то, что в содержании и методологии рассматриваемых в настоящей статье феноменов человеческой культуры выявлены значительные отличия, можно заключить, что у религии, науки и искусства присутствует общее движение к абсолютным целям – Истине, Добру, Красоте, устремленность к идеалу, совершенству. Религия, наука и искусство имеют трансцендирующий характер – религиозное переживание (мистическая интуиция), равно как и художественная и научная деятельности есть трансцендирование, прорыв к высшим сферам духа.



[1] Рыжов Ю. Религия, наука и искусство в системе культуры / Балим Г.М., Рыжов В.П., Рыжов Ю.В. Проблемы системного анализа культуры. Таганрог, С. 43–126.

[2] Жидков В.С., Соколов К.Б. Искусство и картина мира. СПб., 2001. С. 44.

[3] Дианова В.М. Искусство как моделирование картин мира // Методология гуманитарного знания в перспективе ХХI века: Мат-лы междунар. науч. конф. СПб., 2001. С. 294.

[4] Лосев А.Ф. Диалектика мифа.М., 2001. С. 45.

[5] Теодор В. Адорно Эстетическая теория./ Пер. с нем. А. Дранова. М., 2001. C. 183.

[6] Теодор В. Указ. соч.

[7] Пивоваров Д.В. Философия религии: Учеб. пособие. М., 2006.