Оглавление

Евгений Эммануилович ЛЕРНЕР

Член-корреспондент Международной
академии информатизации, г. Владимир

ЧУДЕСА И ВЕДИЧЕСКАЯ МЕТАФИЗИКА

Чудо – понятие субъективное, нечто противоречащее представлениям данного человека о мире, это «то, что не может быть никогда». Святой Августин говорил: «Чудо не противоречит законам природы, оно противоречит тому, что мы о них знаем». Поскольку главным законом природы является наличие Всемогущего Бога, вольного делать что угодно и когда угодно по своему желанию, то ничего удивительного в принципе произойти не может. Иными словами, чудес не бывает.

Тем не менее, можно определить чудо как непосредственное божественное вмешательство, нарушающее действие законов материального мира. Например, Моисей превратил свой жезл в змея, и египетские жрецы превратили свои жезлы в змеев. Действия египетских жрецов не были чудом, это результат их знаний и умений. Действие Моисея было результатом непосредственного вмешательства Бога, это было чудо. Или когда американские врачи, видя результаты моего лечения, говорили «чудо», они ошибались, просто мне доступно некоторое иное знание. А вот то, что я в Москве неожиданно в метро встретил Вишвамитру, которого не видел с 1992 года и он рассказал мне об этой конференции, было вероятно, чудом, так как я в Москве бываю очень редко и никогда не встречаю знакомых.

Андрей Линде, профессор теоретической физики Стенфордского университета, самый цитируемый российский ученый, кандидат в Нобелевские лауреаты, как-то написал мне: «ты владеешь грозными силами, которых пока не понимает наука и в этом смысле знаешь о мире больше, чем я». Почему то, что естественно и неинтересно для человека религиозного, удивительно для учёного? Чего не понимает наука?

Альберт Эйнштейн говорил: «Вероятно в мире не существует ничего похожего на то, что мы называем отрезком между точками А и Б». Мир воспринимается человеком через призму фундаментальных понятий, внушенных ему с детства. Именно эти понятия, даже называемые одними именами, в корне различны в религии и науке.

Основу современной науки заложил Галилей, которого инквизиторы считали невеждой и недоучкой. Так оно и было. Галилей утверждает: «тяжелое тело и легкое тело падает с одинаковой скоростью». Аристотель же определяет тяжелое тело как «то, что падает быстрее». Иначе говоря, Галилей сказал чушь, с точки зрения Аристотеля, но он ввел новое фундаментальное понятие тяжести, которое оказалось более удобным для механики. Или, если мы возьмем прутик и согнем его, то мы считаем, что форма прутика изменилась. Согласно Аристотелю, форма – это сочетание основных элементов в данном объекте, то есть при сгибании прутика его форма не изменилась. Таких примеров можно привести много.

Основой Ведической метафизики является представление о том что мир состоит из трех гун, модусов. Гуна благости (знания), гуна страсти и гуна невежества. Для каждой гуны есть ее контролер, гуна-аватар – Вишну, Брахма и Шива. «Гуны вращаются в гунах», в мире нет ничего кроме этих трех модусов. Заметьте, что это не «энергии» в современном понимании, это, скорее категории сознания.

Гуны пронизывают 8 энергий (шакти): три тонкие – ум, разум и ложное эго, пять грубых – эфир, воэдух, огонь, вода, земля. Каждой грубой энергии соответствует чувство: слух, осязание, зрение, вкус, обоняние. Существуют центры управления энергиями, чакры: Сахасрара, Аджна, Вишуддха, Анахата, Манипура, Свадхистана и Муладхара. Для каждой энергии есть контролер, полубог. Например, для Манипуры – это Агни. Строение материального мира более детально изучает философия санкхья, которая выделяет в мире 24 базисных элемента.

Все названные факты общеизвестны, но даже квалифицированные экстрасенсы не понимают их. Энергии для них похожи на электричество, а чакра это такая лампочка в животе. Это популярное представление мало имеет чего общего к ведической картине мира.

Энергии – это категории сознания и чувств. Ведическая поэтика предлагает свой логический треугольник, в котором тонко связаны мир чувств, мир имён и мир личностей. Каждому объекту соответствует имя и личность. Когда мы читаем в мифах, что герой разговаривает с рекой, мы думаем, что это поэтический образ. Это не поэзия, это суровая реальность. Не случайно, когда экстрасенсу называют имя и он по нему ставит диагноз, это выглядит чудом для современного человека. В ведической модели мира это совершенно естественно, так как каждая точка пространства несёт информацию о всем пространстве и ключом к этой информации является имя. Если человек вдруг взял и полетел по воздуху, то в Индии это никого не удивит. Есть шастры, которые точно говорят, что нужно делать для того чтобы научиться летать по воздуху. Неизвестно только, зачем это нужно, возможно проще купить билет на самолет.

Научная модель мира и Ведическая модель мира пользуются разными основополагающими категориями и разными методологиями. Ученые похожи на механиков, которые изучают машину практически, экспериментально. Веды (и Библия) это эксплуатационная документация на машину, предоставленная Изготовителем. Но эти модели описывают один объект, материальный мир, и в меру своей адекватности их можно считать равнозначными. Просто одна модель легче и естественнее описывает одни явления, а другая –иные явления. Это совершенно нормальная ситуация для теории моделирования. Современный научный подход в чём-то можно считать тантрическим.

В первом стихе Шри Иша упанишад сказано:

ом пурнам адах пурнам идам

пурнат пурнам удачйате

пурнасйа пурнам адайа

пурнам эвавашишйате

«Материальный мир исходит из Верховной Личности Божества и поэтому так же совершенен как Он».

Совершенствуя свои чувства и чувственный опыт можно постигнуть духовную реальность. Какую практическую пользу можно получить от взаимодействия научной и ведических моделей мира? Какой-то диалог наладить очень трудно. Бхагавадгита сконцентрировала в себе главное знание, знание о Верховной Личности Божества.

Детальное знание о строение материального мира считается знанием эзотерическим, для узкого круга. Кто знает, тот молчит, кто говорит, тот не знает. Поэтому, в сущности, ученым разговаривать не с кем. Однако ведическое знание может дать подсказку для науки, показать, где надо копать. Например, я свою систему лечения иммунной системы разрабатывал исходя из ведического знания и только потом нашел ей обоснование в современной науке. Сейчас это вполне успешная и рациональная система оздоровления.