Оглавление

Юрий Николаевич МОСКАЛЁВ

Кандидат экономических наук, доцент
Нижегородского государственного
архитектурно-строительного университета

МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ
КАК УСЛОВИЕ ЭКОМЕРНОЙ ЭКОНОМИКИ

Ведическая философия говорит о том, что материальные явления во вселенной имеют четыре жизненных стадии: 1) рождение, 2) жизнедеятельность, 3) производство побочных продуктов, 4) смерть. Такую схему следует признать справедливой не только по отношению к живой и неживой природе, но и к различного рода смысловой активности. Религиозные и научные учения так же проходят выше приведённые стадии жизнедеятельности. Что касается религиозного учения, то, с одной стороны, оно считается истинным, если не затронуто влиянием времени. Однако в ведической философии так же существует категория места, времени и обстоятельств. С одной стороны Абсолютная истина вечна и не подвержена влияниям времени, с другой стороны – материальный мир проходит четыре стадии жизнедеятельности. В Ведах этот аспект учитывается в формализации подачи знания. В обозримой исторической ретроспективе можно наблюдать не только рождение, расцвет и угасание великих империй, но и сопутствующий им схожий процесс относительно их идеологической составляющей. Здесь уместно вспомнить учение о классических политэкономических отношениях базис – надстройка, дополненных неклассическим пониманием их взаимовлияния друг на друга. Материальная составляющая, согласно циклу жизнедеятельности Вселенной, усиливается к её завершению и она характеризуется как период раздора, лжи и лицемерия (Кали – юга).

Если посмотреть на современную идеологическую составляющую общества, то можно выделить следующие крупные направления: 1) атеизм, 2) христианство, 3) ислам, 4) индуизм; 5) буддизм. Несмотря на внешне, казалось бы, противоречивую позицию неизменности Абсолютной истины и необходимости учитывать изменяющиеся условия материального бытия, всё подчинено единому замыслу – дать человеку возможность придти к счастью и процветанию.

Ведическая философия говорит о том, что в любом учении, даже в материалистичном, есть та или иная доля Абсолютной истины. Одним из аспектов следования Бхакти йоги является выработка способности определения истинности и ложного в окружающей нас действительности.

          Из выше сказанного можно предположить, что Ведическое направление содержит наиболее раннее учение об Абсолютной истине и таким образом является наиболее развёрнутым, менее подверженным редакции места, времени и обстоятельств, с точки зрения формальной подачи знания. Однако это вовсе не значит, что причисляющие себя к данной традиции автоматически находятся в более привилегированном положении.

Религиозность от атеизма отличается следованиям указаниям богооткровенных писаний. В вайшнавской философии также имеется положение о неосознанном преданном служении. Таким образом, невольными последователями Абсолютной истины могут быть и материалисты. Большое значение здесь имеет аспект благочестивой кармы.

Наличием множества религиозных направлений общество обязано постепенному выхолащиванию из того или иного учения преданного служения Абсолютной истине, подменой его политической или экономической деятельностью. «Из многих тысяч людей может быть один стремится к совершенству, а из достигших совершенства едва ли один воистину познал Меня» (БГ 7. 3).

Мировоззренческая толерантность, по-видимому, лежит в плоскости понимания того, что религия, философия, идеология имеют единый изначальный источник. При желании, в религиозных источниках можно больше найти сходства, чем различий. Приведем один из примеров.

          В Новом Завете христианская этика сформулирована в девяти заповедях Иисуса Христа:

1. Блаженны нищие духом (т.е. смиренные), потому что их есть Царство Небесное.

2. Блаженны плачущие (о грехах своих), ибо они утешатся.

3. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.

4. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.

5. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.

6. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

7. Блаженны миротворцы, ибо они сынами Божьими нарекутся.

8. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.

9. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, потому что велика ваша награда на небесах.

          Приведем критерии нравственности, сформулированные в Бхагавата пуране (этика индуизма):

1. Чистота.

2. Аскетизм.

3. Милосердие.

4. Правдивость.

          Иисус Христос проповедуя две тысячи лет назад, призывал к тем же ценностям, которые были сформулированы за три тысячи лет до событий в Иудее. Создаётся впечатление, что заповеди Нового Завета как бы поясняют четыре этических принципа изложенные в Бхагаватам. Сопоставим эти этические кодексы, взятые из разных религиозных традиций (см. таб. 1).

Таблица 1

1. Чистота.

6. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

2. Аскетизм.

1. Блаженны нищие духом, потому что их есть Царство Небесное. 2. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. 3 Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. 9. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, потому что велика ваша награда на небесах

3. Милосердие

5. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. 7. Блаженны миротворцы, ибо они сынами Божьими нарекутся.

4. Правдивость.

4. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. 8. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.

 

          В христианстве существует понимание, что Новый Завет дополняет прежний – Ветхий. Приведём утверждения ветхозаветной этики:

1. Я – Господь Бог твой; и не будет у тебя других богов, кроме Меня.

2. Не сотвори себе кумира (идола), ни какого – либо изображения того, что на небе, вверху, и что на земле внизу, и что в водах под землею; не поклоняйся им и не служи им.

3. Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно.

4. Помни день субботний, чтобы святить его (т.е. проводить его свято): шесть дней работай и делай, в продолжение их, все дела твои, а день седьмой – день покоя (суббота) посвящай Господу Богу твоему. (В Новом Завете, со времени св. апостолов, стал праздноваться первый день недели, Воскресный – в воспоминание Воскресения Христова).

5. Почитай отца своего и матерь свою, чтобы тебе хорошо было, и чтобы ты долго прожил на земле.

6. Не убивай.

7. Не прелюбодействуй.

8. Не воруй.

9. Не произноси на другого ложного свидетельства.

10. Не пожелай жены ближнего твоего, не пожелай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ни всего того, что есть у ближнего твоего.

          Сопоставим декалог с четырьмя регулирующими принципами этики Бхагаватам (см. таб. 2).

Таблица 2

1. Чистота.

7. Не прелюбодействуй. 10. Не пожелай жены ближнего твоего, не пожелай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ни всего того, что есть у ближнего твоего.

2. Аскетизм.

1. Я – Господь Бог твой; и не будет у тебя других богов, кроме Меня. 2. Не сотвори себе кумира, ни какого – либо изображения того, что на небе, вверху, и что на земле внизу, и что в водах под землею; не поклоняйся им и не служи им. 3. Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно. 4. Помни день субботний, чтобы святить его: шесть дней работай и делай, в продолжение их, все дела твои, а день седьмой – день покоя посвящай Господу Богу твоему.

5. Почитай отца своего и матерь свою, чтобы тебе хорошо было, и чтобы ты долго прожил на земле.

3. Милосердие

6. Не убивай.

4. Правдивость.

8. Не воруй. 9. Не произноси на другого ложного свидетельства.

 

          Несомненно, подобные аналогии этики можно провести и с другими религиозными традициями. Из этого можно сделать вывод, что эти законы, сформулированные в разное время и при различных обстоятельствах, преследуют одну цель – формирование экомерных психофизических качеств. С точки зрения политэкономии речь идёт о создании фундамента рабочей силы с позиций нравственности, так как это выступает условием становления профессиональных качеств. Следует отдать должное трудовой теории стоимости, которая, определяя факторы производства, отдаёт приоритет в производственных отношениях фактору рабочая сила. Этический критерий, признающий полезность поступка критерием нравственности, несомненно, предполагает расширение парадигмы бытия в общеобразовательном аспекте в рамках религиоведения.