Оглавление

Марина Григорьевна НАЗАРОВА

Кандидат философских наук, старший преподаватель 
кафедры гуманитарных дисциплин ВЮИ, г. Владимир

«ЖИВАЯ ЭТИКА» Н.К.РЕРИХА – ДУХОВНЫЙ МОСТ
ОТ ЗАПАДА К ВОСТОКУ, ОТ ПРОШЛОГО К БУДУЩЕМУ

«В Новую Россию – Моя первая весть...»[1]

 

«Читающий, если не усвоишь, – перечти, переждав.

Сужденное не случайно,

и листы упадают во времени»[2]

 

«Нрав русского народа просветит красота духа...

Россия процветет искусством»[3]

 

          В этом году исполняется 60 лет со дня смерти Николая Константиновича Рериха, но интерес к его творчеству не иссякает, а наоборот возрастает в последние годы. Необыкновенно притягательны синие гималайские горы на его полотнах, загадочны изображения восточных мудрецов и святых, символичны многие литературные работы. Имя Николая Константиновича Рериха всегда казалось окруженным тайной, легендой.

Его жизненный путь начался в 1874 году в России, в Санкт-Петербурге, продолжился далее по странам Европы, Азии и Америки. Он был как путник, странник, который находил в любой стране мира общий язык с разными людьми и везде оставлял своеобразные знаки – картины, книги, созданные им музеи или общества. Последним пунктом его земного странствия стали в 1947 году Гималаи. «На месте его кремации высится камень с краткой надпистью, что здесь было предано огню «тело великого русского друга Индии Махариши Николая рериха ОМ РАМ. (Да будет мир!)»[4].

Работа над текстом Живой Этики (Учения Агни Йоги) началась в Лондоне в 1920 году после судьбоносной встречи Рерихов с Учителем. Позже Н.К.Рерих начал работу над первой книгой «Листы сада Мории. Зов». Семья Рерихов постепенно приобщалась к тайнам гималайских и тибетских мудрецов, познавала учение Рамакришны и Вивекананды. Так начался их духовный путь в Индию.

Знание Живой Этики является труднопостигаемым, во многом непонятным и мистическим для обыкновенного среднего читателя. Православная церковь до сих пор с опаской относится к его учению, синтезирующим религиозные идеи Запада (в частности христианского учения) и восточные воззрения. Сам Н.К.Рерих говорит о необходимости неоднократного прочтения книг Живой Этики для глубокого осмысления и понимания.

Написанное более 60-ти лет назад, это послание, кажется, обращенным к современному человеку; как будто вчера написаны эти строки:

«Мои друзья! Счастье – служить спасению людской души.

 

Оставьте все предрассудки и, пользуясь силой, духовно

помогайте людям.

Устремите уродливое к прекрасному.

Как дерево обновляет листву, так люди процветают

на пути добра»[5].

 

          Рерихи считали, что они выступают в роли связующего звена между Махатмами и человечеством, что они являются проводниками и передатчиками Учения Махатм. Необычна и сама струтура книг Учения. Они похожи на беседы Учителя с учеником, на ответы, рассуждения, объяснения. «Листы сада Мории» написаны в прозе и местами белыми стихами. Первая книга «Живой Этики» – «Листы сада Мории. Зов» вышла в 1924 году, в 1925 году – вышла 2-я – «Озарение». Далее появились: «Община» (1926-1927), «Агни Йога» (1929), «Беспредельность» (ч.1 и ч.2, 1930), «Иерархия» (1931), «Сердце»(1932), «Мир Огненный» (ч.1, 1933; ч.2, 1934, ч.3, 1935), «АУМ» (1936), «Братство» (ч.1, 1937).

Для духовной культуры Востока характерно понятие – Учитель, столь не привычное для нашего мировосприятия. Ученик, в свою очередь, является учителем для другого ученика, поэтому Учитель всегда еще и Ученик (так создается определенная иерархия). Понятие Учителя с большой буквы в Агни Йоге соединяется с понятием Белого Братства – духовных водителей и помощников человечества, активно работающих над развитием нашего сознания и чувств. Так же постоянно в книгах Живой Этики звучит мысль о реинкарнации, так как на ней основаны многие философские учения Востока. Нельзя не отметить, что на стиль и структуру книг повлияли древние языки Азии.

Важнейшие идеи Агни Йоги заключаются в следующем: необходимо трансформировать человеческое сознание, расширить его, поднять на космический уровень, так как человек – не только житель Земли, но и житель Космоса. Это значит также, что человек как космическое, вселенское существо обладает огромными запасами космической энергии, не освоенной им в должной степени (в книгах Агни Йоги используется термин «психическая энергия»).

Учение Агни Йоги не является определенной религией, это скореее синтез эзотерических учений и нравственного опыта древних и ныне существующих религий. Живая Этика близка и учению Рамакришны: все религии внутренне абсолютно едины, различаются лишь внешним выражением, атрибутикой.

Живая Этика открывается со слов: «В Новую Россию Моя первая весть» и далее неоднократно на протяжении многих страниц Рерих обращается к России: «Нрав русского народа просветит красота духа...» Несмотря на разбушевавшуюся стихию человеческих страстей и эмоций, прорываясь сквозь страшную завесу времени раздается призыв к России как оплоту новой цивилизации, идущей на смену старой. Именно русскому народу, благодаря его качествам – всемирной отзывчивости, бескорыстию, склонности ксамопожертвованию – суждено создать центр нового человечества, основанный надуховных началах. Эту идею Рериха подхватила и развила западная последовательница Агни Йоги – Алиса Бейли, которая в работе «О миссии России» пишет, что «Россия является родиной зарождающегося Откровения великой духовной ценности и общего значения – Откровения для всего человечества».

Книги Живой Этики оказывают влияние на формирование нового глобального экологического сознания, включающего в себя нравственное отношение не только к человеку, но и природе, Космосу; установлению культурного диалога Востока и Запада. Изучение страниц этого философско-литературного творения поможет освободиться от безнравственности и разнузданности современного мира, вносит новую энергетику: отход от агрессивности и невежества в безграничные дали света, добра и красоты. Только так, неторопясь вчитываясь в мудрые строки этого послания мы раскроем для себя мир будущего.

Библиографический список

1. Живая Этика: Избр. /Сост. М.Ю.Ключниковой. М., 1992. 414 с.

2. Утренняя звезда. Альманах межд. центра Рерихов. № 1. 1993 г.

 



[1] Листы сады Мории. Зов // Живая Этика. Избранное. Сост. М.Ю. Ключниковой. М., 1992. С. 3.

[2] Там же С. 3.

[3] Там же. С. 17.

[4] Там же. С. 380.

[5] Листы сады Мории. Зов // Живая Этика. Избранное. Сост. М.Ю. Ключниковой. М., 1992. С. 5.