Оглавление

Евгений Юрьевич ДОЛБЫШЕВ

Соискатель кафедры философии Нижегородского
государственного архитектурно-строительного университета

РОЛЬ ЖЕНЩИНЫ В ВЕДИЧЕСКОМ ОБЩЕСТВЕ

Согласно ведическим представлениям, материальная природа состоит из трех качеств (гун) — благости, страсти и невежества, в соответствии с которыми общество делятся на четыре сословия. Находящихся под влиянием гуны благости называют брахманами. Это священнослужители, высшее сословие человеческого общества. Затем идут кшатрии. Это административное сословие. Они находятся под влиянием гуны страсти. Под смешанным влиянием гун страсти и невежества находятся торговцы — вайшьи. А шудры — рабочие — находятся под влиянием гуны невежества. Особый статус при этом занимают женщины, которой Веды предписывают находится под постоянной защитой мужчины: в детстве женщину должен опекать ее отец, в зрелом возрасте — муж, а в старости — сын. Почему? Ведические писания утверждают, что женщины более эмоциональны, им сложнее принимать рациональные решения, они более доверчивы и наивны. Следует отметить, что взгляд на женщину как на менее разумное существо (ребёнка) свойственен практически всем патерналистическим традиционным обществам. Длительнаое маскулинное доминирование не могло не породить злоупотреблений по отношению к женщине: насилие в семье, сексуальную эксплуатацию, низкая оплата труда, неравные социальные и экономические возможности. Поэтому даже в традиционных обществах наступил бунт феминности, который поддержали постмодернистски ориентированные гуру (см. Ошо «О женщине).

В западных странах женщины давно отвоевали у мужчин право на независимость. Они освободились от «гнета» мужчин. Теперь они могут действовать, как считают нужным, без оглядки на «устаревшие предрассудки». Это привело к достижению к юридическому равенству возможностей в получении образования, карьерного роста. В России, такие традиционно мужские  занятия как водитель, военнослужащий, сотрудник милиции и др. всё чаще занимаются женщинами, в том числе и потому, что мужчины считают эти занятия малооплачиваемыми. Несмотря на достижение либертарного права положение женщины остаётся зыбким и нестабильным. Зачастую женщина разрывается между призванием материнства и требованием сохранения рабочего места. Другой стороной независимости женщин является увеличение сексуальной эксплуатации женщин со стороны начальников мужчин. Это явление стало столь повсеместным, что были сформулированы квалифицирующие признаки сексуального домогательства как наказуемого деяния. В современном мире женщину очень часто воспринимают лишь как инструмент для снятия сексуального напряжения, что приводит к тому, что ей становится все сложнее выполнять свою естественную роль матери и жены. Доказательством тому служит возрастающий процент разводов.

Следует отметить, что в  ведической культуре отсутствовало такое понятие, как развод. В современном индийском обществе процент разводов остается незначительным. Выйдя замуж, женщина могла быть уверена в том, что она не будет брошена на произвол судьбы. В современном мире женщина лишена такой стабильности.

Ведические наставления указывают на то, что есть два начала во Вселенной – зависимое и независимое и по своей природе, женщина занимает подчиненное, ведомое положение. Ей гораздо легче служить, чем повелевать. Чанакья Пандит говорил: «Муж служит Богу, а жена — мужу». Служа мужу с верностью и терпением, женщина подчиняет его себе. Покорив мужа своей преданностью и любовью, она может обрести семейное счастье.

Кроме того, ведическая культура особо заботится о женщинах, поскольку они играют важную социальную роль, выполняя ценностно-смысловую функцию. От женщины напрямую зависит то, насколько благочестивым будет потомство. В ведической культуре к женщине с самого детства относятся с большим уважением, называя ласково матаджи («матушка»). Женщина в ведической культуре хранит верность мужу и во всем разделяет его долю. Когда Гандхари сообщили, что её будущий муж слеп, она добровольно завязала себе глаза, сказав, что не будет ни в чем превосходить своего супруга. Среди сословия царей был распространен обряд сати — жена добровольно входила в погребальный костер своего мужа, демонстрируя тем самым свою преданность ему и нежелание жить без него. В ведической культуре женщинам с детства прививали такие добродетели как верность мужу, целомудрие, терпение и покорность. Их воспитывали на «Рамаяне» и «Махабхарате». В этих произведениях можно встретить много поучительных историй, демонстрирующих идеал женщины.

В «Махабхарате» приводится замечательная история о Нале и Дамаянти, которая иллюстрирует женскую верность. Когда в силу жизненных обстоятельств царь Нала потерял все, он вынужден был оставить свою жену.  Однако, даже отвергнутая мужем, Дамаянти сохранила свою верность ему, не утратив надежду на то, что воссоединится с ним.

Вспомним историю Ситы и Рамы из «Рамаяны». Когда наследного принца Рамачандру изгнали в лес, его молодая жена Сита отправилась в лес вместе с ним. Она во всем разделила его участь — спала на земле, питалась плодами и кореньями, — хотя могла и не делать этого. Пример Ситы учит, что верная жена никогда не покидает мужа — ни в горе, ни в радости.

Суть ценностей ведической цивилизации сводится к тому, что исполнение дхармы — предписанного долга или обязанности — превыше всего, в том числе материального благополучия и даже самой жизни. Для каждого сословия существует своя дхарма. Она описывается в таких писаниях, как «Манава-дхарма-шастра». Дхарма женщины — преданно служить мужу. Исполняя свою дхарму, человек обретает материальное благополучие (артху), чувственное удовлетворение (каму) и в конечном счете — высшее благо (мокшу) — освобождение от всех страданий.