Оглавление

Ярослав Викторович КОВАЛЕВСКИЙ

Аспирант кафедры философии и отечественной
истории Алтайской академии
экономики и права, г. Барнаул

 

РОЛЬ ФИЛОСОФИИ КУЛЬТУРЫ В
ФОРМИРОВАНИИ НОВОГО ТИПА ЦИВИЛИЗАЦИИ

Несмотря на всё возрастающий интерес к феномену культуры большинство ученых рассматривают его часто лишь в социологическом и историческом аспекте, тогда как философский ракурс проблемы остаётся малоизученным.

П. С. Гуревич определяет философию культуры, как понятие, которое в современной философии выражает осознание сущности и значения культуры [1, с. 5].

В. И. Полищук в работе «Мировая и отечественная культура» пишет: «Конфуцианцы, Сократ, Платон, стоики и платоники – все они настаивали на том, что духовные качества человека являются не случайным образованием в мире культуры, а её определяющим началом. Культура живет верой человека в своё высшее предназначение, а вера человека тем и сильна, что опирается не на внешнее окружение, которое может даже противоречить вере, а на чувство причастности человека к высшим ценностям бытия» [4, с. 93]. Итак, что же такое ценность? По мнению П. С. Гуревича: «Ценность – это личностно окрашенное отношение к миру, возникающее не только на основе знания и информации, но и собственного жизненного опыта человека» [1, с. 120].

Таким образом, культура общества представляет собой не что иное, как систему ценностей этого общества. Иными словами, речь идет об определённых приоритетах в мировоззрении людей.

Принято считать, что понятие «культура» раскрывается в терминах классической философской традиции: Истина, Красота, Добро – то есть, познавательная, эстетическая и нравственная ценности. Именно они определяют степень цивилизованности любого человеческого общества. Но в связи с этим встаёт вопрос: являются ли эти ценности абсолютными, или они относительны (что красиво для одного – безобразно для другого, что для одного добро – для другого зло и т.д.). Существуют ли абсолютные критерии этих понятий?

Например: любой сложный технический прибор предполагает наличие инструкции к нему, где детально изложены правила пользования им. И лучше всего его устройство и назначение знает производитель. Если, к примеру, мы получаем автомобиль, не зная его устройство и назначение, то может показаться, что это очень неудобная телега, или, например, очень тесное жилище. Однако все эти выводы свидетельствуют лишь о нашем невежестве, о том, что мы не обращаемся к производителю, а строим собственные домыслы. Именно на такой почве, на почве невежества, возникает всё потрясающее многообразие трактовок и определений понятий, которые в действительности вполне конкретны. Окружающий мир – удивительно сложный механизм. Он существует не стихийно, напротив, очевидны четкие закономерности в его существовании. Было бы странно считать, что всё это возникло случайно. Ни один здравомыслящий человек, если он, например, найдет в луже механические часы, не станет думать, что причиной их появления является лужа. Иными словами, чем более глухи мы к голосу Создателя, тем неминуемо больше ошибок мы совершаем, пытаясь осмыслить происходящее. И возвращаясь к обозначенной триаде – Истина, Красота, Добро, следует сказать, что чем лучше мы знаем, что это такое с позиции Творца, тем ближе мы к объективному, абсолютному пониманию всего сущего.

Фактически, речь идет о вопросах, касающихся цели и смысла жизни человека, ответы на которые мы находим в сфере религии. Как отмечает П. С. Гуревич: «Религия как форма сознания ценностно окрашена и призвана ответить на смысложизненные вопросы. Поэтому религия удерживает центральное место в структуре общественного сознания» [1, с. 120]. Очевидно, что ни одно «рациональное» опровержение религиозного мировоззрения нельзя считать состоятельным. Ни одна материалистическая теория не в состоянии убедительно доказать причины появления этого мира и закономерности его существования. Потому ничто не может заменить нам веру в Бога.

Особое внимание, на наш взгляд, следует уделить нравственным ценностям, поскольку понимание, что является Добром, подводит нас к пониманию Истины и Красоты. Фактически, это фундамент трезвого, объективного мировоззрения. Нравственность – это моральная, внутренняя чистота, то есть чистота мыслей и желаний. Человек, живущий по законам нравственности (по законам Бога), способен видеть происходящее в подлинном свете. Именно нравственная чистота открывает человеку глаза на мир. Э. А. Поздняков пишет: «Нет и не было обществ, чья жизнь не была бы регламентирована той или иной системой нравственности. С того момента как появился человек, а значит, и человеческое общество, повсюду непременно существуют правила, регулирующие отношения людей в обществе, а, следовательно, и нравственность» [3, с. 312]. И далее автор делает вывод: «Нравственность – явление не случайное, она выражает сущностную сторону человека, а тем самым и культуры» [3, с. 312].  Таким образом, именно нравственные законы отличают общество людей от, скажем, сообщества животных, в котором существует полное подчинение инстинктам, регулирующим отношения между особями.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что всякая истинная культура призвана воспитывать в человеке определённую систему ценностей. То есть, главная цель существования культуры – нравственное воспитание. Достаточно категоричное, но, вместе с тем, совершенно справедливое высказывание по этому поводу мы находим у Э. А. Позднякова: «Легко видеть, как деградация, распад всякого общества начинается и сопровождается всегда, прежде всего деградацией его нравственности – этой единственной, самой природой данной скрепы человеческого общества, без коей оно превращается в сброд» [3, с. 313].

Важно отметить, что нравственность – это определённая система правил и предписаний, строго регламентирующая поведение людей. И когда в обществе утрачивается понимание, что нравственность – это закон, а не просто, по меткому выражению Э. А. Позднякова, «курьёзный довесок к человеческому бытию» [3, с. 315], немедленно начинают проявляться деструктивные тенденции, неминуемо приводящие такое общество к полному уничтожению. У любого добропорядочного человека не возникает сомнений в важности соблюдения законов государства. Их нарушение влечет за собой определённый вид наказания. Но, нарушая законы нравственности, мы также подвергаемся наказанию. Однако, не видя этих тонких причинно-следственных связей, мы пытаемся найти причину возникающих проблем в том, что на самом деле является следствием. Все мы знаем, ещё со школьного курса физики, что существует закон сохранения энергии, сила действия равна силе противодействия. Однако этот закон работает по отношению не только к грубой, физической энергии, но и по отношению к тонкой, или моральной. Таким образом, существует закон сохранения моральной энергии, и безнравственное поведение приводит к накоплению отрицательного потенциала, который в какой-то момент выплёскивается в виде разного рода социальных конфликтов, приводящих общество в крайне нездоровое состояние.

Культура очень тесно взаимосвязана с цивилизацией. По сути, цивилизация есть не что иное, как проявление определённой культуры, воплощение данной системы ценностей в жизни. Научно-технический прогресс всё больше расширяет «механические»  возможности человека, но, вместе с тем, люди утрачивают теплоту и  взаимопонимание в общении друг с другом, отношения также приобретают некий «технический» оттенок. Казалось бы, развитие технологий должно освобождать человека от многих трудностей и неудобств, делать его более свободным. Но, создавая «удобства цивилизации», человек порождает множество проблем в природной среде, что, в конечном счете, бьёт по нему самому. Придумывая второстепенные удобства, мы лишаемся основных, данных от природы: чистый воздух, чистая вода, чистые продукты питания. В действительности, экологическая ситуация напрямую связана с «экологией сознания». Загрязнение окружающей среды есть следствие грязи в умах людей. Человек просто забывает, что является частью природы, и неразрывно связан с ней. Экологические проблемы – это явный признак разрушения здоровых отношений в обществе, так как если люди неправильно относятся друг к другу, они не могут правильно относиться к природе. Очень глубокое и точное высказывание в связи с этим сделано Д. С. Лихачевым: «Сохранение культурной среды – задача не менее существенная, чем сохранение окружающей среды. Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда столь же необходима для его духовной, нравственной жизни. <…> Убить человека биологически может несоблюдение законов биологической экологии, убить человека нравственно может несоблюдение законов экологии культурной» [2, с. 50-51].

Таким образом, человек попадает в рабство собственного невежества. Это невежество – есть незнание (и/или несоблюдение) Законов Мироздания, иными словами, законов нравственности.

Любая культурная среда, так или иначе, влияет на формирование личности, ее воспитание. И воспитание личности – есть воспитание характера этой личности. Таким образом, процесс воспитания представляется ни чем иным, как процессом передачи определённых качеств характера воспитателя воспитуемым. То есть речь идет об определённой квалификации учителя, и об определённой квалификации ученика. И в первую очередь здесь предполагается нравственная квалификация. Не обладая должным моральным статусом, преподаватель просто не в состоянии оказывать позитивное влияние на учеников. Как здесь не вспомнить знаменитую пословицу: «С кем поведешься – от  того и наберешься». В действительности, процесс общения имеет определяющее значение. В общении люди, скажем так,  пропитывают друг друга своими вкусами, тем самым формируя друг у друга определённое мировоззрение. Потому образовательный процесс должен начинаться с воспитания хороших качеств характера.

Нет ничего удивительного в том, что человек хочет, чтобы его дети были лучше, развитее его. Это естественно, когда общество ожидает от будущего поколения больших успехов, чем достигло оно само. Однако сейчас мы зачастую наблюдаем совершенно противоположные тенденции. Нетрудно заметить, что в последнее время из поколения в поколение всё больше и больше нарастает потребительский дух. О каких успехах может идти речь, если люди не в состоянии контролировать свои чувства, если со школьного возраста им не привиты понятия доброты, чистоты (телесной и умственной), бескорыстия, терпимости к инакомыслию. Мы видим, как всё сильнее укрепляется понимание того, что единственное и необходимое решение проблемы – это конфликт. Появилась даже такая наука – конфликтология. Однако это означает, что мы просто разучились сотрудничать. Конфликтология призвана научить разрешать конфликты. И вроде бы это важная актуальная задача. Но, в действительности, это означает, что в современном обществе не хватает мудрости. Как известно, умный человек тот, кто знает, как выйти из сложной ситуации, а мудрый – тот, кто знает, как в неё не попадать.

Таким образом, роль Философии культуры в формировании нового типа цивилизации очень велико. На сегодняшний день мы наблюдаем острую нехватку практических знаний именно в этой сфере. Существующие и возрастающие социальные конфликты – лучшее тому подтверждение. Потому очевидна необходимость преподавания данного предмета во всех сферах системы образования. Особое внимание следует уделить среднему и старшему школьному возрасту. Воспитание умственно (нравственно) и телесно здоровой личности – такую задачу ставит перед собой  дисциплина Философии культуры.

Библиографический список

1. Гуревич П. С. Философия культуры: Пособие для студентов гуманитарных вузов. М. 1995.

2. Лихачев Д. С. Прошлое – будущему. Статьи и очерки. Л. 1985.

3. Поздняков Э. А. Философия культуры. М. 1999.

4. Полищук В. И. Мировая и отечественная культура. Екатеринбург. 1993.Ч.1