Оглавление

Сергей Александрович МИНЕНКОВ
Аспирант кафедры истории государства и права
Московской государственой юридической академии

    

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ «БХАГАВАТА-ПУРАНЫ» КАК ИСТОРИЧЕСКОГО ДОКУМЕНТА

Восстановление картины исторической реальности[1] – одна из важнейших задач современных гуманитарных наук. Однако, как показывает многовековой опыт развития  исторической науки, и самая сложная. Предметом познания прошлого являются, прежде всего, тексты – документы, описывающие, с той или иной степенью достоверности, условия жизни общества в определенный отрезок времени. Одним из таких источников являются «пураны» – литературные памятники Древней Индии. Санскритское слово «пурана» означает «древнее сказание». Среди всего пуранического свода средневековыми комментаторами[2] и современными индологами[3] особо выделяется «Бхагавата-пурана» (БП).

К сожалению, в настоящее время это произведение древнеиндийской мысли не используется историками в научном обороте как документ, содержащий важный фактографический материал. Причина игнорирования учеными БП как исторического документа кроется в его невнимательном изучении, а также применение в познавательном процессе заранее установленной теоретической схемы – концепции линейного развития исторического процесса («истмата»), которая является неотъемлемым атрибутом современной научной парадигмы. Для того чтобы преодолеть подобные когнитивные проблемы и оценить значение «Бхагавата-пураны» как ценного исторического материала стоит вначале воспользоваться рекомендациями исследователей пуран и рассмотреть некоторые фрагменты ее формы и содержания, обратившись непосредственно к самому тексту и выяснить, что в нем говорится о его происхождении и функционировании[4].

Состоящая из примерно 18000 санскритских стихов (шлок), БП рассматривает 10 тем: 1) сарга – сотворение вселенной, 2) висарга – вопрос о вторичном творении, 3) стхана – планетные системы, 4) пошана -покровительство Бога, 5) утайа -движущая сила творения, 6) манвантара -смены Ману, 7) иша-анукатха – наука о Боге, 8) ниродха – возвращение домой, к Богу), 9) мукти – освобождение, 10) ашрайа – суммум бонум[5].

Для выделения высшей цели человеческой жизни – ашрайа, (здесь употребляется в значении «высшее прибежище»), все эти темы раскрываются либо ссылкой на заключения Вед, либо непосредственными объяснениями, либо с помощью кратких объяснений мудрецов[6].

Рассмотрение всех этих тем в БП не происходит путем хаотичной констатации фактов или изречений.  Для придания особой важности рассмотрения фундаментального философского вопроса об «абсолютном и высшем благе для всех людей»[7], композиция БП раскрывается в довольно систематичной форме.

Первые три стиха являются вступлением к БП. В первом стихе указывается основной предмет БП— Абсолютная Истина, Бог, Верховная Личность, его онтологический статус и его взаимодействие с материальным творением[8]. Во втором стихе БП утверждает себя как источник Высшей Истины, определяя свое место в иерархии священных писаний, отвергая все ложные цели религии, такие как: благочестивая деятельность – дхарма, экономическое процветание – артха, удовлетворение чувств – кама, и даже, мокша – освобождение из материального рабства. Здесь же упоминается составитель БП и всех ведических писаний – Вьясадева.[9]  В третьем стихе говорится о Шукадеве Госвами, первым рассказавшем БП Махарадже Парикшиту.

Начиная с 4-го стиха первой главы Первой песни БП описываются историографические данные повествования: место повторного рассказа БП Сутой Госвами (лес Наимишаранйа), состав лиц (мудрецы во главе с Шаунакой),  указывается квалификация рассказчика[10]. В следующем разделе мудрецы задают Суте Госвами шесть вопросов, ответы на которые и составляют основное содержание БП.[11] Здесь же указывается время  (БП 1.1.21) проведения собрания мудрецов, а в тексте 1.1.4 – его длительность. Затем определяется потенциальная аудитория повествования – люди века Кали (БП 1.1.10), именно их судьба у мудрецов Наимишаранйи вызывает особую обеспокоенность. Такая забота о людях века Кали, то есть о современном обществе, характерно не только для БП, но и также для других пуран, которые были созданы с целью передать смысл Вед в упрощенной и менее сакрализованной форме.[12] Этот процесс разделения Вед Вьясой на пураны и итихасы («именно так было») также представлен в Первой песни БП (1.4.17-25).

Кроме того, в Девятой песни БП приводятся подробные родословные царей Солнечной и Лунной династий вплоть до династии Магадхи. В первой главе Двенадцатой песни БП происходит подробный хронологический обзор династий царей века Кали и их нравственная оценка. Рассказчик БП прославляет праведных правителей и осуждает воров и жестоких эксплуататоров, дает яркие описания характерных признаков современного Кали  века раздоров и деградации: «тогда, о Царь, религия, правдивость, чистота, милосердие, продолжительность жизни, физическая сила и память будут уменьшаться день ото дня под влиянием века Кали».[13]  Подобные тенденции развития общества можно проследить знакомясь с литературными памятниками разных эпох и народов – проблемы упадка морали и нравственности были предметом обсуждения многих философов истории и современности. Но БП не только прогнозирует состояние современного общества, но и дает рекомендации по ликвидации негативных последствий его деградации,[14] а также  прямой ответ на основной «идеологический» вопрос: в чем состоит прямой долг человека и, особенно, на пороге смерти[15].

Такой, весьма краткий обзор фрагментов формы и содержания БП позволяет сделать вывод о том, что это произведение является не просто мифологическим повествованием, популярной энциклопедией древнего индуизма, с набором правил и предписаний,  концентрированным содержанием всех пуран (purana-samhitam)[16], квинтэссенцией философии Веданты (sarva-vedanta-saram),[17] но и полным выражением всей передовой древнеиндийской мысли. Оригинальная форма подачи знания в БП обнаруживает некоторые черты сходства с протоколом  современной научной конференции,[18] но представленным в другом культурном контексте, при помощи иного для европейской мысли логико-понятийного аппарата. Миф здесь выступает в роли «практического подтверждения» преимущества концепции бхакти над остальными философскими воззрениями индуизма, а многочисленные молитвы, которые, на первый взгляд, всего лишь тавтология, являются трансляцией глубокого субъективного духовного опыта персонажей БП.

 Стоит отдельно привести некоторые содержащиеся в БП данные, исследованные разными учеными и позволяющие сделать предварительные выводы об их достоверности.

Первоначальный текст БП, сохранившийся в максимальном объеме, также как и другие произведения ведической литературы, возможно был составной частью некогда единого рода знания или словесной продукции[19]. Такой вывод о генетическом и типологическом родстве ученые сделали на основании анализа диалогической формы и тем повествования, очевидной близости стиля текста с Махабхаратой, заимствование сюжетов из других пуран, самхит и дхармашастр.

Некоторые археологические раскопки[20] и астрономические[21] вычисления исторических дат БП  с достаточной точностью подтверждают пуранические утверждения. Например, БП приводит точный астрономический момент начала и окончания эпохи Кали и начала следующей за ней Крита-Юги[22] -- века благоденствия и  духовного прогресса. Разделение мирового макроисторического цикла на четыре периода – Сатья  или Крита, Двапара, Трета и Кали, не являлось теоретической, абстрактной, чисто «индуистской»[23] концепцией и подтверждается разными источниками[24] как реальность быта людей того времени. В частности, такое разделение предполагает разные духовные практики и обязанности для людей каждой эпохи. В век Кали, например, накладывались ограничения на определенные виды брака, принятие санньясы (отречения от мира), запрещались жертвоприношение коня, Агнихотра-ягья и некоторые другие обряды.[25] Если бы такая концепция макроциклов была бы только «брахманской идеологией», вряд ли бы она нашла такую подробную конкретизацию в реальных бытовых условиях.

Современные научные исследования[26] подтверждают описания устройства и размеры нашей вселенной, координаты орбит и расстояния между некоторыми планетами, которые приводятся в главах с 20-й по 23-ю Пятой песни БП.

Однако попытки «вписать» исторические данные, изложенные в БП, в современную научно-исследовательскую концепцию эволюции исторического процесса неизбежно приводят к появлению «темных пятен» в истории Древней Индии.[27] Показательно, что в свое время К.Маркс испытывал трудности при анализе традиционных цивилизаций Востока, применяя к ним представления о пяти общественно-экономических формациях. Одним из признаков недостаточной разработанности концепции «постепенного развития» истории служит наличие множества противоречивых теорий в гуманитарных науках. Особенно остро дискутируется вопрос о происхождении государства и права, теологическая же теория признается «ненаучной»,[28]то есть, по-видимому, усматривается ее несоответствие современной научной картине мира, на которой основана марксистская концепция исторического материализма. Именно через научную картину мира происходит передача фундаментальных идей и принципов, в том числе методологических, из одной науки в другую.

Современная научная картина мира, в свою очередь, также не является незыблемой аксиомой, и менялась несколько раз за все время существования науки, которая до сих пор не может ответить на самые фундаментальные вопросы: как и почему зародилась жизнь, что такое сознание, продолжается ли наша эволюция[29].

Учитывая такое неустойчивое положение и ограниченность современной натуралистической исследовательской программы[30], а также обширный диапазон приведенных в БП данных, исследование БП как  исторического документа предполагает три основных методологических аспекта (или уровня) ее изучения:

1. Тщательная проверка достоверности исторических данных, изложенных в БП путем  сопоставления их с другими источниками: литературными, археологическими, этнографическими, историко-культурными, антропологическими, астрономическими, географическими в рамках конкретно-исторического подхода.

2. Выявление закономерностей всемирного исторического процесса. Если предположить, что в истории не существует законов, значит, в истории невозможно осуществлять предсказания.[31] Прогноз БП тенденций развития общества безусловно имеет характер не только локального, но и мирового масштаба и касается всех древних  и современных цивилизаций. Такая точность описаний современной реальности могла быть сделана авторами БП только на основе знания закономерностей хода истории и анализа исторического опыта предыдущих эпох. Поэтому исследователям предстоит в очередной раз проверить линейную и цикличную концепции, как основных теоретических схем, применяемых к изучению  мирового исторического процесса.

3. Пересмотр современной научной картины мира, который предполагал бы поиск ответов на основные естественно-научные и философские вопросы при помощи различных теоретических моделей, специфического языка и исследовательской техники общественных и естественных наук.

Подводя итог, рассмотрев БП как исторический документ, описывающий различные области знания, можно сказать, что ее изучение возможно только как комплексная исследовательская программа, в которой принимают участие специалисты различных областей знания.

 



[1]  Рузанкина Е.А. Выявление представлений о реальности в исторической науке в рамках анализа проблемы исторической истины.// Гносеологический анализ представлений о реальности в науке. Новосибирск. 2004 г.стр. 57, 62,63.

[2]  Jiva Gosvami.  Tattva Sandarbha. (transl. by Sri Satya Narayana dasa) New Delhi. 1995. p.73-75.

[3]  Ватман С.В. Бенгальский вайшнавизм. СпБ. 2005 г. Стр.44.

[4]  Сахаров П.Д. Мифологическое повествование в санскритских пуранах. М, 1991г. С.15.

[5]  БП 2.10.1., 12.7.10.

[6]  БП 2.10.2.

[7]  БП 1.1.9.

[8]  БП 1.1.1.

[9]  БП 1.1.2.

[10] БП 1.1.6-8.

[11] БП 1.1. 9,11,12,13,17,23.

[12] Г.М. Бонгард-Левин Древнеиндийская цивилизация: философия, наука, религия. М, 1980 г. Стр.306.

[13] БП 12.2.1.

[14] БП 12.13.23.

[15] БП 1.1924

[16] БП 12.6.6.

[17] БП 12.13.15.

[18] Миненков С.А. Правовые и философские основы социального неравенства в Древней Индии: форма и содержание. Право и политика №8, 2007г. Стр.104-106.

[19] Сахаров П.Д. Там же.с.21.

[20] Ganguly D.K. History and Historians in Ancient India. New Delhi.1984. p.21.

[21] Chandra A.N. Date of Kurukshetra War. Calcutta. 1978. pp.176-7.

[22] БП 12.2.23-24, 12.3.25-45.

[23] Подобная концепция деления на четыре века в порядке декаданса: золотой, серебряный, бронзовый и железный встречается в греческой мифологии ( E. C. Sachau, trans., Alberuni's India. Delhi: S. Chand & Co., 1964. Pp. 383-4).

[24] Законы Ману  I. 70-71.

[25] Bhattacharya B. The «Kalivarjyas» or prohibitions in the Kali age: their origin and their present legal bearing. Calcutta, 1943. p.168.

[26] Richard L. Thompson. Vedic Cosmography and Astronomy. Bhaktivedanta Book Trust. 1989.. pp.74-138.

[27] Chatterjee Asim Kumar. Political history of pre-Buddhist India. Calcutta, 1980. p.197.

[28] Кашанина Т.В Происхождение государства и права. М, 2004 г.стр.53.

[29]  Science «What Do Not We Know?»  № 309. 1.07.2005. pp. 74-102. цит. по: T.D. Singh, "Life, Matter and Their Interactions". Kolcata, 2006. p.p.5-10.

[30] Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук. (под ред. Миронова В.В.) М, 2006 г. Стр. 543-547.

[31] Холкина Е.А. Историческая реальность и процессы теоретизции в современной науке.// Гносеологический анализ представлений о реальности в современной науке. Сб. статей. Новосибирский гос. унив. 2004 г.стр.87-88.