Оглавление

Анна Николаевна БОРИСОВА

Студентка 5 курса по специальности
«социология» Российского химико – технологического
университета им. Д. И. Менделеева, г.Москва

НЕКОТОРЫЕ ЧЕРТЫ СОЦИАЛЬНО-ДУХОВНОГО
ПОРТРЕТА АКТИВНО ПРАКТИКУЮЩЕГО
ВАЙШНАВА (КРИШНАИТА) В РОССИИ

(аналитический отчет по результатам пилотажного социологического исследования – опроса участников вайшнавского фестиваля)

 

В современном российском обществе идёт непрерывный процесс трансформации, характеризующийся масштабными дезинтеграционными процессами, кризисами идентификации, сдвигами социальных страт, сменой систем ценностей. В таких условиях нормы индивидуальной этики, в целом оставшиеся неизменными, перестают удовлетворять актуальную на сегодняшний день этическую проблематику. Переосмысление исторического опыта общества, соотнесение новых ценностей с базисными нормами морали, рефлексия традиционных и новых поведенческих практик и многое другое входит в задачи современных нормообразующих институтов.

Традиционно ведущую роль в процессе становления ценностей в обществе играла религия. Но в  процессе секуляризации постепенно религиозные институты стали играть всё менее значимую роль, религиозные принципы превратились в догмы, которым следуют несколько процентов искренне верующих людей.

Одной из актуальных тем современной религиозной жизни России является рост и развитие различных нетрадиционных религиозных групп, которых иногда называют сектами и культами. Мы будем пользоваться термином «новые религиозные движения», который включает себя религиозные течения, возникшие, как правило, в 60-70 годах XX века на Западе, а в России появились на волне перестроечных процессов.[1] Однако термин «НРД» не является абсолютным, он не выдерживает строгой операционализации, так как некоторые группы причисляются к НРД лишь условно.

Объектом нашего исследования стало «Международное общество сознания Кришны». Здесь мы вновь сталкиваемся с неоднозначностью использования термина НРД в отношении реальных групп. С одной стороны, как организация,  ИСККОН был основан в 1966 году А.Ч Бхактиведантой Свами Прабхупадой в Америке, поэтому причисляется к достаточно длинному списку «неориенталистских НРД», образовавшихся на Западе в то же время. С другой стороны, ИСККОН отчасти интегрирован в религиозно-культурное пространство индуистских общин на Западе и в России; в Индии ИСККОНовские храмы и общины также воспринимаются в целом в качестве «традиционно-индуистских». Это связано с тем, что сам основатель движения принадлежал к распространенной в Индии традиции Бенгальского вайшнавизма и, строго говоря, транслировал духовную доктрину и духовные ценности в соответствии с канонами данного направления индуизма.[2] Понятно, что даже «традиционные» ценности и «традиционное» религиозное мировоззрение и поведение не может остаться неизменным, будучи перенесенным в новую социальную среду.

Предпосылкой для исследования стал следующий аксиоматического характера тезис:  в рамках ИСККОН транслируется некая целостная система ценностей и поведенческих паттернов, базирующаяся на религиозной традиции бенгальского вайшнавизма.

Нормативные стандарты, заданные Прабхупадой таковы: следование так называемым четырём регулирующим принципам (вегетарианство, воздержание от сексуальных взаимоотношений вне брака, неупотребление наркотических веществ, неучастие в азартных играх). Что касается чисто религиозных практик, то здесь был задан минимальный стандарт: ежедневное повторение на четках Мантры, утренние и вечерние службы, предложение приготовленной пищи богу, распространение религиозной литературы.

В момент становления общества практически все его члены становились брахмачари (монахами-учениками, живущими в храме), их образ жизни был строго регламентирован. По мере взросления членов общины менялись их социальные статусы и экономические стратегии; многие из них стали семейными людьми, которые работают, воспитывают детей и поддерживают связь с Движением через пожертвования и посещение храмов. Ценности, стандарты общества, вся система его жизнедеятельности подверглись трансформации, и процесс этот имел в каждой стране свои особенности, причём в отличие от западной социологии (К.Клостермайер, Л.Шинн, Е.Бёрк Рочфорд) изменения, происходившие с вайшнавами в России, не становились объектом качественного изучения, в чем и заключается научная новизна данного исследования.

В силу исторических причин почти 20 лет своего существования (1971-1990гг) Российское общество сознания Кришны развивалось   автономно и осталось в стороне от болезненных для большей части ИСККОН процессов, связанных с уходом из жизни Прабхупады (1977г).  Сейчас лидеры российских регионов уже не являются учениками Прабхупады, они не имели личного общения с ним. Каждая ятра (община) самостоятельна в экономическом плане и существует, главным образом, за счет пожертвований членов общины. В каждой ятре, как правило, существует «духовный» лидер, а управление осуществляется другими членами общины, причем с собственным стилем управления. Распространение книг Прабхупады и  совместное воспевание на улицах города – традиционные способы проповеди при Прабхупаде все ещё имеют место, но гораздо больший удельный вес стали иметь образовательные программы (лекции, семинары), методы косвенной проповеди через прикладные ведические науки (аюрведу, астрологию, психологию, йогу, кулинарию и т.д.). Внутри ятр акцент делается на развитие общин, совместную проповедническую деятельность; поменялись модели социальных отношений между самими вайшнавами: если раньше большая часть членов жила в храме и общались в храме, то сейчас практически каждый член общины вписан в малую индивидуальную группу духовного общения – нама-хатту, которая, как правило, проходит дома у семейных людей – членов общины.

В нашем исследовании мы  попробовали выделить две условные группы ценностей – «духовные» и «социальные» (это было сделано в соответствии с правилами западного дихотомизированного дискурса, разделяющего светскую и религиозную стороны жизни, в традиционной Индии эти стороны жизни не противопоставлялись, строго говоря, «светской» жизни вообще не существовало). Лежащие в основе этих практик ценности ориентируют также на определенное социальное и экономическое поведение.

На российской почве столкнулись три системы культурных паттернов: бенгальский вайшнавизм Шри Чайтаньи Махапрабху, «западный вайшнавизм», который к тому времени успел приобрести свои особенности и советское воспитание (определённые гендерные, семейные, экономические образцы поведения, православная идентичность при чрезвычайном низком уровне фактической религиозности и т.д.).

В своем исследовании мы хотим, во-первых, убедиться, что в массе своей те, кто идентифицирует себя с движением, следует определенным базовым для этой религиозной системы «духовным» практикам, а во-вторых, посмотреть, каким образом сказывается принадлежность к движению на  социальных аспектах деятельности индивида.

Среди «духовных» характеристик мы выбрали следующие элементы этой системы: ежедневную молитвенную практику, проведение утренних и вечерних служб, поклонение Богу на алтаре – как в Храме, так и дома, чтение религиозной литературы, ритуал предложения приготовленной пищи Богу, участие в проповеднической и социальной деятельности.

Социологическое исследование проводилось в конце сентября 2006 года в рамках ежегодного Международного фестиваля ведической культуры и образования «Садху-санга (Святое общение)  - 2006» в Кринице (Краснодарский край, побережье Чёрного моря). Целевая аудитория опрошенных для исследования состояла из людей, активно придерживающихся принципов вайшнавской традиции (подавляющее большинство респондентов – члены ИСККОН).  Количество респондентов составило 719 человек в возрасте от 13 до 83 лет.

Изучение последователей Общества сознания Кришны позволило составить портрет российского вайшнава по следующим характеристикам:

Гендерный признак: в российском ИСККОН, как и в российском обществе в целом, преобладают женщины (59,8%).

Возрастной признак: в сообществе вайшнавов присутствуют все возрастные группы с преобладанием людей среднего возраста (48%).

Модели профессионального самоопределения и экономическое поведение в вайшнавском сообществе выглядят следующим образом: доля людей, имеющих доход на одного члена семьи выше прожиточного минимума  составляет 62%, высокий процент работающих людей (61,2%). Среди неработающих респондентов преобладают домохозяйки (44,3%), пенсионеры (22,9%)  и дети (21,3%).

Наличие в системе жизненных ценностей вайшнавов духовных принципов, ограничивающих  «греховные» с точки зрения традиции наклонности людей позитивно влияет на показатели здоровья и образ жизни:  почти половина респондентов (46,6%) оценивают состояние своего здоровья как хорошее и отличное.

Степень интериоризации традиционных элементов вайшнавской  духовной культуры в жизни респондентов:

Три четвёртых опрошенных (75,6%) регулярно изучают священные писания самостоятельно, также  более 70% респондентов в качестве дополняющего метода изучения писаний регулярно слушают лекции с записями  духовных учителей и проповедников, помимо этого почти половина респондентов заняты в вайшнавской системе образования (46,2%); высокий процент наличия домашнего поклонения на алтаре у семейных людей – 34,5%; ранний подъём для осуществления молитвенной практики (70%). Одна четвёртая часть опрошенных занимает наиболее активную позицию в  традиции посещения святых мест паломничества (27% были там хотя бы 1 раз или больше) и участия в вайшнавских фестивалях (25,5% посещают фестиваль два и чаще раз в год).

      Активно функционирует механизм трансляции духовного и культурного опыта традиции - развиты принципы наставничества и гуру: примерное одинаковое количество вайшнавов имеют наставника (63,8%) и  духовного учителя (60,4%).

В целом можно наблюдать традицию передачи культурных ценностей через институт семьи – 42,9% опрошенных имеют в своей семье вайшнавов. Также можно говорить о формировании в обществе благоприятной среды при непосредственном близком общении с последователями традиции гаудия-вайшнавизма – почти половина  (47,1%) респондентов указали, что их родственники благожелательно или нейтрально относятся к Обществу сознания Кришны.

В целом можно сказать, что в вайшнавской среде формируются высокообразованные, культурно, морально и физически здоровые люди, в основном нашедшие свою экономическую и социальную нишу в обществе, серьёзно относящиеся к религиозной практике (64% опрошенных практикуют более пяти лет) и имеющие в приоритете развития духовные ценности (на вопрос «какие материальные проблемы или трудности Вас беспокоят больше всего» 33% респондентов ответили «Нехватка времени на духовную практику»). Их деятельность направлена на помощь людям, выражается в социально-благотворительной (участвуют в социально-благотворительных программах 52,5% респондентов), культурно-просветительской и проповеднической (участвуют 73,4% респондентов) деятельности.

На настоящем этапе развития происходит интенсивное развитие общин российского ИСККОН. Наблюдается некоторый дефицит в общении с более старшими вайшнавами (65,5% опрошенных указали, что им не хватает общения со старшими членами Движения), которые могли бы передать культурный, духовный и практический опыт. Высокий процент холостых людей в молодом возрасте говорит о перспективе создания  вайшнавских семей (87% холостых людей в возрасте до 41 года).

Заключение.

Традиция вайшнавизма за период существования в России около четырех десятилетий  прошла этапы роста, социальной адаптации, формирования механизмов передачи опыта, институционального оформления. В данный момент в рамках россйского ИСККОН  формируются и развиваются общины, ведется  активная культурно-просветительская деятельность, создаются  и развиваются образовательные и  социальные программы.

 



[1] Определение термина НРД см. в книге Кантерова И.Я. «Новые религиозные движения в России», М., МГУ, 2006, с.17.

[2] См. «Бенгальский вайшнавизм», Ватман С.В., СПбГУ, 2005.