Олег Александрович ТРОИЦКИЙ
Доктор технических наук, член-корр. Академии
электротехнических наук России, главный научный сотрудник
института машиноведения им. А.А.Благонравова РАН, г. Москва
Владимир Георгиевич КРИТСКИЙ
Московский институт Бхактиведанты, г. Москва
ВЕДИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ИДЕАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА
Аннотация
В настоящей работе рассматривается ведическая концепция общественного
устройства и общественного
сознания. За минувшее столетие в мире
преобладали две формы общественного устройства: социалистическая и
капиталистическая. Но обеим этим формам
характерна общая мировоззренческая база – преобладание материального начала над
духовным – и, значит, общие хронические недостатки. В данной статье рассматривается один из главных вопросов
социологии, а именно концепция идеального общества в рамках представлений ведической парадигмы, как общества,
свободного от антагонистических противоречий.(1)
Принципы построения неантагонистического
общества
В традиционной социологии считается общепринятой теория антагонистических противоречий между классами и классовой борьбы, как основной движущей силы исторического прогресса.. Так учит теория исторического материализма, которая до сих является наиболее популярной в научных кругах. Возможно ли создание гармоничного общества на неантагонистической основе, без взаимной зависти? Маркс и Энгельс считали, что это возможно на основе развития коммунистических общественных отношений. Между тем, еще Маркс и Энгельс отмечали, что в их, казалось бы, универсальной теории имеются досадные исключения. В качестве примера классики марксизма указали на древнее индийское общество (варнашрама).
Итак, приведем краткий обзор основных положений, ведической социальной философии Главная обязанность члена системы варнашрамы - добросовестное исполнение своих обязанностей в соответствии с гунами материальной природы. То есть каждый человек наделен от природы определенными качествами, которые определяют род его основной деятельности. Основные идеи построения общества в ведической культуре приводятся в знаменитой Бхагавадгите. В соответствии со своими качествами и родом деятельности человек попадает в одну из следующих категорий:
– брахманы - интеллектуальный класс
– кшатрии - административный класс
– вайшьи - торгово-экономический класс
– шудры - рабочий класс
Заметим, что это деление является естественным, в соответствии с основными психофизическими типами человеческой личности. Например, мы легко можем увидеть здесь аналогию с дореволюционной Россией, где основными классами являются: духовенство, дворяне, капиталисты, рабочие. Таким образом, в том или ином виде эти классы имеются в любом развитом обществе, даже если они имеют другие названия, но заметим, что ведическая культура существовала еще за много тысяч лет до нашей эры, поэтому ее можно считать истоком мировой цивилизации.
В популярной литературе часто упоминается о «кастовом» характере индийского общества., когда человек, родившийся в данной касте, автоматически становится членом данной группы, независимо от имающихся у него качеств. Это в какой-то степени верно для современной Индии, но это в корне противоречит ведическим традициям, о чем говорится в Бхагавадгите..
Выводы:
1) Современная культура и мировоззрение базируются на материальных понятиях. Главными ценностями современного общества являются деньги, власть, положение в обществе. Нетрудно видеть, что это ведет к духовной деградации людей. В духовной же культуре во главу угла ставятся отношении между личностями - членами общества, а также между отдельным и Верховной Личностью. Настоящая проблема общества - это обеспечение человека не столько необходимым количеством материальных ресурсов, сколько духовной пищей, знанием о высшей природе Абсолютной Истины.
2) Для реального преодоления деградации человека важны два фактора, о которых мы упоминали в начале нашей статьи:
а) принятие авторитетного источника знания [2,3]
б) следование определенному
процессу возвышения сознания, иными словами - духовной практике, которая
начинается с карма йоги, или
добросовестным исполнением своих предписанных обязанностей, что
является основополагающим принципом
ведической системы идеального общества – варнашрамы.
Библиографический список
1. О.А. Троицкий, В.М. Тунеев, В.Г. Критский. «Культура и философия Древней Индии» // Сознание и физическая реальность, 10 (2), 17-22 (2005).
2. А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада, Бхагавад-гита как она есть, ББТ, Москва, 1989.
3. О.А. Троицкий, В.Г. Критский, «Немеханистическая концепция в науке - взгляд из глубины веков» // Сознание и физическая реальность, 7(3), 2 - 8 (2002).