Оглавление

 

Олег Александрович ТРОИЦКИЙ

Доктор технических наук, член-корр. Академии
электротехнических наук России, главный научный сотрудник
института машиноведения им. А.А.Благонравова РАН, г. Москва

 

Владимир Георгиевич КРИТСКИЙ

Московский институт Бхактиведанты, г. Москва

 

ВЕДИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ИДЕАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА

Аннотация

    В настоящей  работе рассматривается  ведическая концепция общественного устройства  и общественного сознания.  За минувшее столетие в мире преобладали две формы общественного устройства: социалистическая и капиталистическая.  Но обеим этим формам характерна общая мировоззренческая база – преобладание материального начала над духовным – и, значит, общие хронические недостатки.    В данной статье рассматривается один из главных вопросов социологии, а именно концепция идеального общества  в рамках представлений ведической парадигмы, как общества, свободного от антагонистических противоречий.(1)

                          Принципы построения неантагонистического общества

В традиционной социологии считается общепринятой теория антагонистических  противоречий между классами и классовой борьбы, как основной движущей силы исторического прогресса.. Так учит теория исторического материализма, которая до сих является наиболее популярной в научных кругах. Возможно ли создание гармоничного общества на неантагонистической  основе, без взаимной зависти?   Маркс и   Энгельс считали, что это возможно на основе развития коммунистических общественных отношений. Между тем, еще Маркс и  Энгельс отмечали, что в их, казалось бы, универсальной теории  имеются досадные исключения. В качестве примера классики марксизма указали на древнее индийское общество  (варнашрама).

Итак, приведем краткий обзор основных положений, ведической социальной философии Главная обязанность члена системы варнашрамы - добросовестное исполнение своих   обязанностей  в  соответствии с гунами материальной природы.   То есть каждый человек наделен от природы определенными качествами, которые определяют род его основной деятельности.       Основные идеи построения общества в ведической культуре приводятся в знаменитой Бхагавадгите.  В соответствии со своими качествами и родом деятельности человек попадает в одну из следующих категорий:

      – брахманы - интеллектуальный класс

      – кшатрии - административный класс

      – вайшьи - торгово-экономический класс

         – шудры - рабочий класс

  Заметим, что это деление является естественным, в соответствии с основными психофизическими типами человеческой личности.  Например, мы легко можем увидеть здесь аналогию с дореволюционной Россией, где основными классами являются: духовенство, дворяне, капиталисты,  рабочие.        Таким образом, в том или ином виде эти классы имеются в любом развитом обществе, даже если они имеют другие названия, но заметим, что ведическая культура  существовала еще за много тысяч лет до нашей эры, поэтому ее можно считать истоком мировой цивилизации.                   

          В популярной литературе часто упоминается о «кастовом» характере индийского общества., когда человек, родившийся в данной касте, автоматически становится членом данной группы, независимо от имающихся у него качеств.   Это в какой-то степени верно для современной Индии, но это в корне противоречит ведическим традициям, о чем говорится в Бхагавадгите.. 

Выводы:

1) Современная культура и  мировоззрение  базируются на материальных  понятиях.  Главными ценностями современного общества являются деньги, власть, положение в обществе. Нетрудно видеть, что это ведет к духовной деградации людей.  В духовной же культуре во главу угла ставятся  отношении между личностями - членами общества, а также между отдельным и Верховной Личностью.     Настоящая проблема  общества - это обеспечение человека не столько необходимым количеством материальных ресурсов, сколько духовной пищей,  знанием о высшей природе Абсолютной Истины.

2)  Для реального  преодоления деградации  человека  важны два фактора, о которых мы упоминали в начале нашей статьи:

а)  принятие авторитетного источника знания  [2,3] 

б) следование  определенному процессу возвышения сознания, иными словами - духовной практике, которая начинается с карма йоги, или  добросовестным исполнением своих предписанных обязанностей, что является  основополагающим принципом ведической системы идеального общества – варнашрамы.

Библиографический список

1. О.А. Троицкий, В.М. Тунеев, В.Г. Критский. «Культура и философия Древней Индии» // Сознание  и физическая  реальность, 10 (2), 17-22 (2005).

2.  А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада, Бхагавад-гита как она есть, ББТ, Москва, 1989.

3. О.А. Троицкий, В.Г. Критский, «Немеханистическая концепция в науке - взгляд из глубины веков» // Сознание  и физическая  реальность, 7(3), 2 - 8 (2002).