Оглавление

Сергей Александрович ЗУБКОВ

Кандидат философских наук,
доцент кафедры философии и
религиоведения ВлГУ

БИОЦЕНТРИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ В МАХАБХАРАТЕ

Представление о сакральном статусе природы в древнеиндийской цивилизации служило основой гармонии и целостности человека с другими формами жизни и со средой существования. Тем самым теоцентрическое мировоззрение способствовало жизни человека в согласии с природой. В последствии западные ученые назовут такую картину мира экологическим гуманизмом. Один из идейных вдохновителей гуманного отношения к природе Олдо Леопольд указывает на возрождение изначальной этики древности: «правильно то, что имеет тенденцию сохранять целостность, устойчивость и красоту биоценоза»[1].

Махабхарата призывает к  уважению любых живых организмов. Теологические принципы кармы и реинкарнации способствовали формированию биоцентрической ментальности.  Любые действия человека порождают соответствующие им кармические последствия. Поэтому деятельность должна быть ориентирована на благо человека, общества и природы. Возможная реинкарнация (перерождение) в растительные и животные формы жизни усиливала биоцентрическое мировоззрение людей этой эпохи. Люди не могли употреблять плоть убитых животных, зная, что их могла постигнуть такая же участь в будущей жизни.

Объектами особого поклонения являлись священные животные и растения. Это не только образ легендарной белой коровы – Сурабхи, но и зооморфные формы аватар – воплощений Вишну: рыбы – Матсьи, черепахи – Курмы, вепря – Варахи. Махабхарата раскрывает образы животных, находящихся в непосредственной связи с ведическими божествами: слона царя небес Индры, быка Шивы, лебедя творца Вселенной Брахмы, орла – Гаруды – спутника Вишну. Кроме того, дается описание персонифицированных существ: небесной собаки Сарамы, коровы Камадхену, змея Васуки.

Образ человека в Махабхарате настолько тотемистично слит с указанными формами, что порой трудно определить их иерархический статус. По этой причине животных почитали наравне с людьми, или даже в большей степени.

Сакральными растениями являлись базилик священный – Туласи, трава куша, лотосы, сандал, многие плодоносящие деревья. Поклонение Вишну происходит с обязательным использованием листьем и бутонов священного базилика.

Хотя все же избирательность в отношении к разным живым существам присутствует. Это связано с учением о гунах – качествах материальной природы. Находящиеся под влиянием гуны добродетели живые организмы особенно почитались среди представителей общественного сословия брахманов – жрецов.

Органическое единство теологии, биоцентризма и антропоцентризма в представлениях человека древнеиндийской цивилизации являлось опорой для процветания природы и общества. Массовое уничтожение лесов, истребление диких животных на территории современной Индии проявилось только в XX веке, в эпоху мирового экологического кризиса. «Вплоть до начала двадцатого века большая часть Бенгалии представляла собой непроходимые джунгли, в которых водились тигры, кабаны, слоны и другие животные»[2].

Потребности человека времен Махабхараты и современного человека невозможно соизмерить, настолько они возросли. Чрезмерные людские материальные потребности сегодня – это результат однобокого гедонистического развития. Поэтому, совершенствование человеческого духа, осознание природы как высшей ценности необходимо современному человеку для дальнейшего существования: «жизнь следует уважать во всех ее проявлениях. Подобное уважительное отношение может внести существенный вклад в дело оздоровления экологического климата планеты»[3]. Именно биоцентрическое мировоззрение является условием выживания человеческой цивилизации.



[1] Леопольд О. Календарь песчаного графства. М., 1983. С. 224.

[2] Бхакти Викаша Свами Взгляд на традиционную Индию. Н.Н., 2002. С. 78

[3] Кремо М. Божественная природа. М., 2004. С. 17.